Рефераты. Транспортная политика в Республике Беларусь
В основе обоих аспектов лежит политика
государства в отношении рынка автотранспортных услуг в целом и в отношении
сектора грузовых автоперевозок, в частности.
Видятся две основные причины, объясняющие
более эффективную работу автотранспорта общего пользования и, соответственно -
убыточность остального грузового автотранспортного хозяйства республики. Одна
из этих причин - позиции государства в отношении ценообразования, вторая -
организация деятельности грузового автотранспорта.
Проявляется отраслевая специфика в работе
грузового автотранспорта и в стоимостных затратах расходуемых материалов на
единицу транспортной работы (ткм).
Анализ ценовой политики государства не
входит в цели данной работы, но в качестве одного из общих выводов необходимо
указать, что ценообразование на рынке грузовых автоперевозок является его
важнейшим фактором и в этом плане грузовой автотранспорт РБ находится в
весьма нелегком положении.
При анализе рынка международных грузовых
автоперевозок РБ, показано, что белорусские международные грузовые
автоперевозчики занимают на этом рынке доминирующее положение, если исходить из
их доли в объеме перевозимых грузов, как видно из рисунка 2.4.
Основной метод завоевания таких позиций
состоит в пониженных ставках перевозок. Очевидно, что как сами грузовые
автоперевозчики, так и экономика страны и государство в целом заинтересованы не
только в довлеющей роли отечественных перевозчиков на рынке автотранспортных
услуг, но и в полновесности получаемых доходов.
Как представляется, начинать следует с
пересмотра организационных основ функционирования грузового автотранспорта
республики. Здесь же следует отметить, что основной причиной более эффективной
работы автохозяйств, относящихся к автотранспорту общего пользования, является
то, что они, используя западную терминологию, являются профессиональными
операторами рынка грузовых автоперевозок. Это подразумевает не только
профессионализм водителей и качество подвижного состава, но и, прежде всего, -
организацию транспортного процесса. Сюда же следует отнести и тот важный
фактор, что автотранспорт общего пользования более эффективно стимулируется в
организационном плане со стороны государства, чем остальная часть грузовых
автоперевозчиков республики. И именно более высокий в целом уровень организации
работы автотранспорта общего пользования позволяет ему пока сохранить
положительный в целом баланс доходов и расходов, хотя итоги работы за 9
месяцев 2000г. дают тревожный сигнал в отношении международных автоперевозок.
Это прямое свидетельство, что и автотранспорт общего пользования уже нуждается
в специальных мерах по финансовому оздоровлению.
В связи с изложенным и в числе первоочередных
мер государственной политики в отношении автотранспортного комплекса должна
стать программа по санации и финансовому оздоровлению автотранспортных
предприятий всех отраслей экономики.
2.2.3 Международный рынок грузовых
автомобильных
перевозок Республики Беларусь
Расчет начинается с определения российского
направления в международных автоперевозок РБ. Определение объемов
перевозок российских автомобильных перевозчиков в международных грузовых
перевозках РБ
В соответствии с данными АСМАП в 1998г.
российские автомобильные перевозчики перевезли в международном сообщении 4752
тыс.т, в т.ч. экспортные отправления составили 3316 тыс.т., импортные - 1436
тыс.т., или в процентном отношении 24,8% и 25,7% соответственно.
В 1998г. в Беларусь из России завезено
грузовым автотранспортом 6241 тыс.т., вывезено из Беларуси в Россию - 4351
тыс.т. Поскольку российские грузовые автоперевозчики контролируют 24,8 %
экспортных грузовых автоперевозок России, в данном расчете это относится
к доле российских автоперевозчиков в белорусском импорте из
России, а 25,7% участия российских автоперевозчиков в импортных
автоперевозках в Россию трактуется как доля российских перевозчиков в объеме
белорусского экспорта в Россию, осуществляемого грузовым автотранспортом.
Таким образом, для 1998г. имеем
следующее. Объем грузовых автоперевозок из Беларуси в Россию - 4351 тыс.т,
доля российских перевозчиков - 25,7%, т.е. 1118 тыс.т. Импортные отправления
грузового автотранспорта из России в Беларусь в 1998г. составили 6241 тыс.т,
доля российских перевозчиков составляла 24,8%, т.е. 1548 тыс.т, как показано
на рисунке 2.5.
В 2000г. участие российских перевозчиков на
рынке международных автоперевозок России составило 26,6%, т.е. увеличилось по
сравнению с 1998г. на 1,6% или в 1,064 раза. Исходя из этого и строится расчет
для 1999г.
Поскольку отсутствуют данные об изменении
доли российских перевозчиков отдельно по экспорту и импорту, принимается, что
увеличение на 1,6% относится к обоим видам отправлений. Отсюда следует, что
доля российских перевозчиков в 1999г. в экспортных отправлениях составила
26,4%, в импортном - 27,3%.
Вывоз из Беларуси в Россию грузовым автотранспортом в 1999г. составил
3562 тыс.т, ввоз - 964 тыс.т. Доля российских перевозчиков при вывозе из Беларуси
в Россию составил 27,3%, т.е. 972 тыс.т и при ввозе - 26,4%, т.е. 254 тыс.т. Для
2000г. у разработчиков нет никаких прямых или косвенных данных о деятельности
российских автоперевозчиков . Но известно. что в 2000г. в экономике России
наблюдается определенный рост, который оценивается экспертами на уровне не
менее 2-3 % по отношению к 1999г. В силу очевидной связи конъюнктуры на рынке
грузовых автоперевозок с состоянием экономики логично предположить, что на те
же 2-3 % увеличился спрос и на грузовые автоперевозки, в том числе и в
международном товарообмене. Следует также принять во внимание высокую
активность государственных органов России в последние 2 года по защите
интересов своих автоперевозчиков на рынке грузовых международных
автоперевозок. Учитывая изложенные обстоятельства, можно, во-первых,
утверждать, что в 2000г. продолжился рост объемов участия российских
автоперевозчиков на рынке грузовых международных автоперевозок России, и
во-вторых, оценить этот рост по сравнению с 1999г. не менее чем на 3%. Исходя
из этого, доля российских грузовых автоперевозчиков в экспортных отправлениях
из России оценивается для 2000г. в 29,4% и импортном - 30,3%. Экспорт из
Беларуси в Россию, обеспеченный грузовым автотранспортом, в 2000г. за 9 мес.
составил 2442 тыс.т., импорт - 1421 тыс.т. Из этих объемов на долю российских
автоперевозчиков пришлось по экспорту - 30,3% или 740 тыс.т, и по импорту -
29,4% или 418 тыс.т.
Результаты приведенного расчета
проиллюстрированы на рис.2.6
В потенциальном рынке выделяется та его часть,
которая фактически освоена автоперевозчиками, а в ней выделяется доля,
принадлежащая белорусским перевозчикам. При этом отдельной оценке подлежат
экспортируемые и импортируемые грузы. Потенциальный рынок международных
грузовых автоперевозок рассматривается, кроме того, как сумма рынков,
образуемых международным товарообменом Беларуси со странами-экспортерами и
странами-импортерами. Таким образом, сектор спроса на международные грузовые
автоперевозки структурируется в двух измерениях. Одно из них задается при
рассмотрении конкурирующих групп перевозчиков - железнодорожный транспорт,
белорусские и иностранные грузовые автоперевозчики. Второе измерение вводится
путем разбиения сектора спроса на сегменты для каждой страны - участника
товарообмена с Республикой Беларусь. Проведенное описанным способом
структурирование сектора спроса на международные грузовые автоперевозки
создает основу для последующего анализа занимаемых на нем позиций белорусских
и зарубежных грузовых автоперевозчиков.
Таблица 2.9 – Экспорт и импорт по странам и
регионам
Страна
регистрации перевозчика
Экспорт, %
Импорт , %
1997 г.
1998 г.
1999 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
Беларусь
Польша
Украина
Литва
Латвия
Прочие
63.3
4.5
9.5
8.5
3.6
10.6
67.6
3.9
7.5
8.6
3.3
9.1
74.8
3.4
5.1
7.1
3.7
5.9
57.0
6.8
5.7
14.8
4.2
11.5
58.3
6.6
5.8
14.4
4.3
10.6
65.1
6.6
3.8
9.9
6.8
7.8