|
3,8 |
4,5 |
5,2 |
114,4 |
112,4 |
128,6 |
2.4 Анализ технико-экономических показателей работы автотранспорта Республики Беларусь
2.4.1. Определение объема перевезенных грузов и грузооборота во внутриреспубликанских перевозках.
Первичными данными являются:
- информация Минстата РБ о количестве перевезенных грузов автотранспортом в целом по республике (без индивидуальных владельцев);
- данные о количестве перевезенных грузов белорусскими автоперевозчиками в международном сообщении, рассчитанных в этой работе;
- данные Минстата о грузообороте, выполненном автотранспортом всех отраслей экономики (без индивидуальных владельцев);
- данные о грузообороте, выполненном белорусскими автоперевозчиками в международном сообщении.
Первичные данные и результаты расчета (исходные данные для анализа), представлены в табл.2.19, а графически эти данные изображены на рисунках 2.12 – 2.17
Таблица 2.19 - Показатели работы грузового автотранспорта Республики Беларусь на внутреннем рынке грузовых перевозок
Показатели
1997г.
1998г.
1999г.
2000г.
(оценка = 1999г. * 1,02)
1.Перевезено грузов.всего,тыс.т
263600
276400
282300
287946
2.Грузооборот всего,тыс.ткм
данные Минстата
9064700
9747000
9049
9229
3.Перевезено грузов всего
скорректированные данные Минстата тыс.т
267542
279222
284600
290300
4.Грузооборот всего (скорректированные данные Минстата,тыс.ткм)
12158583
12082320
12018000
122580000
5.Перевезено грузов в международном сообщении тыс.т из табл.26
8199
7050
7575
7727
6.Грузооборот в международных перевозках,тыс.ткм (из табл.26)
8481560
7922272
8807821
9000000
7.Перевезено грузов на внутреннем рынке (стр.3 – стр.5)
259343
272172
277025
280283
8.Грузооборот, выполненный на внутренних перевозках,тыс.ткм (стр.4 – стр.6)
3677023
4160048
3210179
3258000
Данные, представленные в таблице 2.19, требуют определенного комментария.
Одной из целей данного раздела является определение основных показателей работы автотранспорта на рынке внутренних перевозок. Поскольку эти показатели получаются здесь расчетным путем, для удобства в таблице 2.18 помещены исходные данные для расчета (перевозка грузов автотранспортом и грузооборот, выполненный автотранспортом в целом по республике) и результаты расчета. Но необходимо отдельно указать определенную особенность используемых в данном расчете исходных данных. Эта особенность состоит в том, что имеющиеся данные Минстата РБ о работе грузового автотранспорта в целом (т.е. сумма внутренних и международных перевозок) в данной работе пришлось несколько скорректировать (в сторону увеличения), т.к. в процессе анализа рынка международных перевозок обнаружилось, что по некоторым товарным позициям данные по их экспорту или импорту, полученные от Минстата и Белорусской железной дорогой, не корреспондировали друг с другом (данные Минстата были ниже данных Бел.ж.д., что даже теоретически невозможно).
Для корректности в таблице 2.19 приводятся значения одноименных показателей в редакции Минстата и скорректированные в соответствии с вышеизложенными обстоятельствами. В расчете используются скорректированные данные.
Для определения показателя “перевезено грузов” на внутреннем рынке грузовых автоперевозок необходимо из показателя “перевезено грузов, всего по РБ”, вычесть количество грузов, перевезенных автотранспортом в международном сообщении, которое приведено в табл. 2.18 (строка 5).
Оценка показателей на 2000г. осуществлена увеличением на 2% соответствующих показателей 1999г.
2.5 Анализ транзитных перевозок Республики Беларусь
Оценивая возможности Республики Беларусь как транзитного государства, расположенного на пересечении крупных грузопотоков восток — запад и север — юг, в течение последнего десятилетия мы свято верили, что геополитическое расположение республики делает нам неоспоримое преимущество перед нашими соседями. Этому способствовало еще то, что исторически основной поток грузов с Запада в Россию и из России на Запад шел через Брестский транзитный узел.
Появление на политической карте мира независимых государств и стран Балтии способствовало перераспределению потока транзита, так как каждое государство стало стремиться привлечь транзитные грузопотоки на свои транспортные артерии.
Транзит - понятие неоднозначное. Слово "транзит" может означать перевозки национальных грузов через третьи страны. В то же время транзит может означать привлечение грузопотоков из третьих стран и быть целью, средством, предпосылкой и показателем уровня развития и стабильности общества.
Привлечение грузопотоков - это сложнейший процесс, включающий услуги различных видов транспорта (автотранспорт, железные дороги, трубопроводы), экспедирование, перевалку и хранение грузов на терминалах, деятельность таможенных органов, консульских учреждений республики, страховых компаний и банков, налоговую политику и торговые сборы, дорожный сервис (заправка топливом, стоянки, кемпинги, мотели), сезонное ограничение перевозок, тарифы за сопровождение и т.д. Все те, кто непосредственно или опосредованно причастен к оказанию этих услуг, должны работать в тесном взаимодействии, чтобы процесс транзита был эффективным и выгодным не только для оказывающего услугу, но, в первую очередь, для клиента, пользующегося ею.
Борьба за транзитные потоки на транспортном рынке проходит предельно напряженно, и три республики — Украина, Беларусь и Литва, — расположенные на пути движения
Борьба за транзитные потоки на транспортном рынке проходит предельно напряженно, и три республики — Украина, Беларусь и Литва, — расположенные на пути движения наземных транспортных потоков с запада на восток, стремятся создать наиболее предпочтительные условия для транзитного движения грузов автомобильным и железнодорожным транспортом. Рассматривая формирование и перераспределение транзитных потоков по трем республикам, так и хочется сравнить их с движением воды. Вода, формируя русло или протоки реки, всегда находит самый гибкий и пологий путь, обходит встречающиеся на ее пути преграды, делая замысловатые изгибы, либо огибая препятствие с двух сторон, создавая острова.
Дабы "река" грузопотока не миновала, словно досадное препятствие, территорию республики Беларусь, необходимо наладить и координировать работу различных министерств и ведомств так, чтобы равнодействующая их усилий приносила пользу стране в целом, а не отдельным учреждениям и чиновникам.
К сожалению, отсутствие до настоящего времени в республике четкой и ясной транзитной политики привело к резкому уменьшению транзитных поездок иностранных перевозчиков через территорию Республики Беларусь.
По-настоящему мудрая государственная политика в отношении транспорта должна строиться с учетом объективных преимуществ конкретной страны и с учетом реально существующих и перспективных международных экономических связей. Когда Критская конференция определила важнейшие европейские транспортные коридоры, Беларусь "оказалась" на перекрестке важнейших транснациональных путей. Но прошло уже несколько лет, и только теперь мы на практике ощутили, как под влиянием локальных факторов могут поменяться направления, казалось бы, исторически предопределенных транспортных потоков. Давно уже звучат жалобы о том, что международный транспорт идет в обход Беларуси. Причем идет он, в основном, не столько через Украину, где дороги и условия проезда не лучше наших, а каждая область имела право вводить свои сборы, но через Литву, где транзитный транспорт имеет приоритеты на государственном уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.