Рефераты. Транспортная политика в Республике Беларусь

3,8

4,5

5,2

114,4

112,4

128,6



2.4 Анализ технико-экономических показателей работы автотранспорта Республики Беларусь

2.4.1.   Определение объема перевезенных грузов и грузооборота во внутрирес­публиканских перевозках.

     Первичными данными являются:

     - информация Минстата РБ о количестве перевезенных грузов автотранс­портом в целом по республике (без индивидуальных владельцев);

     - данные о количестве перевезенных грузов белорусскими автоперевозчи­ками в международном сообщении, рассчитанных в этой работе;

     - данные Минстата о грузообороте, выполненном автотранспортом всех от­раслей экономики (без индивидуальных владельцев);

     - данные о грузообороте, выполненном белорусскими автоперевозчиками в международном сообщении.

     Первичные данные и результаты расчета (исходные данные для анализа), представлены в табл.2.19, а графически эти данные изображены на рисунках 2.12 – 2.17


Таблица 2.19 - Показатели работы грузового автотранспорта Республики Беларусь на внутреннем рынке грузовых перевозок


Показатели

1997г.

1998г.

1999г.

 

2000г.

(оценка = 1999г. * 1,02)

1.Перевезено гру­зов.всего,тыс.т

263600

 

276400

 

282300

 

287946

2.Грузооборот всего,тыс.ткм

данные Минстата

9064700

9747000

9049

 

9229

 

3.Перевезено грузов всего

скорректированные данные Минстата тыс.т

267542

 

 

279222

 

 

284600

 

 

290300

 

 

4.Грузооборот всего (скор­ректированные данные Мин­стата,тыс.ткм)

12158583

12082320

 

12018000

 

122580000

 

5.Перевезено грузов в меж­дународном сообщении тыс.т из табл.26

8199

 

7050

 

7575

 

7727

 

6.Грузооборот в междуна­родных перевозках,тыс.ткм (из табл.26)

8481560

 

7922272

 

8807821

 

9000000

7.Перевезено грузов на внут­реннем рынке (стр.3 – стр.5)

259343

 

272172

 

277025

 

280283

 

8.Грузооборот, выполненный на внутренних перевоз­ках,тыс.ткм (стр.4 – стр.6)

3677023

 

 

4160048

3210179

3258000


     Данные, представленные в таблице 2.19, требуют определенного коммента­рия.

     Одной из целей данного раздела является определение основных показате­лей работы автотранспорта на рынке внутренних перевозок. Поскольку эти по­казатели получаются здесь расчетным путем, для удобства в таблице 2.18 по­мещены исходные данные для расчета (перевозка грузов автотранспортом и грузооборот, выполненный  автотранспортом в целом по республике) и резуль­таты расчета. Но необходимо отдельно указать определенную особенность ис­пользуемых в данном расчете исходных данных. Эта особенность состоит в том, что имеющиеся данные Минстата РБ о работе грузового автотранспорта  в целом (т.е. сумма внутренних и международных перевозок) в данной работе пришлось несколько скорректировать (в сторону увеличения), т.к. в процессе анализа рынка международных перевозок обнаружилось, что по некоторым то­варным позициям данные по их экспорту или импорту, полученные от Мин­стата и Белорусской железной дорогой, не корреспондировали друг с другом (данные Минстата были ниже данных Бел.ж.д., что даже теоретически невоз­можно).

     Для корректности в таблице 2.19 приводятся значения одноименных показа­телей в редакции Минстата и скорректированные в соответствии с вышеизло­женными обстоятельствами. В расчете используются скорректированные дан­ные.

     Для определения показателя “перевезено грузов” на внутреннем рынке гру­зовых автоперевозок необходимо из показателя “перевезено грузов, всего по РБ”, вычесть количество грузов, перевезенных автотранспортом в междуна­родном сообщении, которое приве­дено в табл. 2.18 (строка 5).

     Оценка показателей на 2000г. осуществлена увеличением на 2% соответст­вующих показателей 1999г.

2.5 Анализ транзитных перевозок Республики Беларусь

Оценивая возможности Республи­ки Беларусь как транзитного госу­дарства, расположенного на пересе­чении крупных грузопотоков восток — запад и север — юг, в течение после­днего десятилетия мы свято вери­ли, что геополитическое расположе­ние республики делает нам неоспо­римое преимущество перед нашими соседями. Этому способствовало еще то, что исторически основной поток грузов с Запада в Россию и из России на Запад шел через Брестс­кий транзитный узел.

Появление на политической кар­те мира независимых государств и стран Балтии способствовало пере­распределению потока транзита, так как каждое государство стало стремиться привлечь транзитные грузопотоки на свои транспортные артерии.

Транзит - понятие неоднознач­ное. Слово "транзит" может озна­чать перевозки национальных грузов через третьи страны. В то же вре­мя транзит может означать при­влечение грузопотоков из третьих стран и быть целью, средством, предпосылкой и показателем уровня развития и стабильности общества.

Привлечение грузопотоков - это сложнейший процесс, включающий услуги различных видов транспорта (автотранспорт, железные дороги, трубопроводы), экспедирование, пе­ревалку и хранение грузов на тер­миналах, деятельность таможенных органов, консульских учреждений рес­публики, страховых компаний и бан­ков, налоговую политику и торговые сборы, дорожный сервис (заправка топливом, стоянки, кемпинги, моте­ли), сезонное ограничение перевозок, тарифы за сопровождение и т.д. Все те, кто непосредственно или опос­редованно причастен к оказанию этих услуг, должны работать в тес­ном взаимодействии, чтобы процесс транзита был эффективным и вы­годным не только для оказывающе­го услугу, но, в первую очередь, для клиента, пользующегося ею.

Борьба за транзитные потоки на транспортном рынке проходит пре­дельно напряженно, и три республи­ки — Украина, Беларусь и Литва, — расположенные на пути движения

Борьба за транзитные потоки на транспортном рынке проходит пре­дельно напряженно, и три республи­ки — Украина, Беларусь и Литва, — расположенные на пути движения наземных транспортных потоков с запада на восток, стремятся со­здать наиболее предпочтительные условия для транзитного движения грузов автомобильным и железнодо­рожным транспортом. Рассматри­вая формирование и перераспреде­ление транзитных потоков по трем республикам, так и хочется срав­нить их с движением воды. Вода, фор­мируя русло или протоки реки, все­гда находит самый гибкий и пологий путь, обходит встречающиеся на ее пути преграды, делая замысловатые изгибы, либо огибая препятствие с двух сторон, создавая острова.

Дабы "река" грузопотока не мино­вала, словно досадное препятствие, территорию республики Беларусь, необходимо наладить и координиро­вать работу различных министерств и ведомств так, чтобы равнодейству­ющая их усилий приносила пользу стране в целом, а не отдельным уч­реждениям и чиновникам.

К сожалению, отсутствие до на­стоящего времени в республике чет­кой и ясной транзитной политики привело к резкому уменьшению тран­зитных поездок иностранных пере­возчиков через территорию Респуб­лики Беларусь.      

              По-настоящему муд­рая государственная политика в от­ношении транспорта должна стро­иться с учетом объективных пре­имуществ конкретной страны и с учетом реально существующих и перспективных международных экономических связей. Когда Крит­ская конференция определила важ­нейшие европейские транспортные коридоры, Беларусь "оказалась" на перекрестке важнейших транснаци­ональных путей. Но прошло уже несколько лет, и только теперь мы на практике ощутили, как под вли­янием локальных факторов могут поменяться направления, казалось бы, исторически предопределенных транспортных потоков. Давно уже звучат жалобы о том, что междуна­родный транспорт идет в обход Бе­ларуси. Причем идет он, в основ­ном, не столько через Украину, где дороги и условия проезда не луч­ше наших, а каждая область имела право вводить свои сборы, но че­рез Литву, где транзитный транс­порт имеет приоритеты на государ­ственном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.