представляет собой осуществление должностных полномочий по выполнению
целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики
Башкортостан, законодательными и иными нормативными актами Республики
Башкортостан.
Госслужба осуществляется в аппаратах органов представительной,
исполнительной и судебной властей, а также в иных государственных органах,
выполняющих от имени государства его функции и отнесенных
законодательными актами Республики Башкортостан к государственной
службе. / 3.с.4./.
В администрации города и района сложилась определенная система работы с кадрами. Основой её являются указы Президента «О государственной кадровой политике в Республике Башкортостан» от 29.08.94г. № УП-393 и «О совершенствовании работы с кадрами в органах государственной власти Республики Башкортостан» от 22.04.96г. № УП-244. Утвержден единый
-45-
Перечень должностей руководящих кадров, замещающих на основании распоряжения главы горрайадминистрации, по согласованию или с учетом рекомендации главы администрации города и района, который включает в себя около 500 должностей.
За прошедший год в городе и районе на различные руководящие должности выдвинуто: хозяйственных руководителей – 10 человек, в сельско-хозяйственном производстве – 5 человек, в органах местного самоуправления – 8 человек.
Уже первые шаги реформирования в АПК отчетливо показали, что ключевым фактором, определяющим успех преобразований в этой отрасли, является его кадровый потенциал. Адаптировать его к условиям рыночной экономики только образовательным путём.
Однако, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет 44%.
Крайне низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего звена, где с высшим образованием - 63 человека или 12% со средне-специальным – 316 человек (61%), 140 человек – практиков (27%).
В 1998 году в связи с проводимой реорганизацией в 4 хозяйствах переизбраны руководители (СПК «Рысай», «БашУрал», «Красный партизан», «Яик»), 1 руководитель перешел на другую работу (СПК им.М.Муртазина) и в этом году руководитель сменился в СПК «Абзак».
Ощущается острая нехватка специалистов-зоотехников, ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района работают специалисты без специального образования. В ряде СПК (Абзак, Рысай) должности главных специалистов замещают специалисты, не имеющие не только высшего образования, но и средне-специального. В таких сельскохозяйственных кооперативах как «Ильчигул», «Озонкуль», «Коммунар» до сих пор вакантны должности зоотехников, ветработников.
В республике предусмотрен целевой приём студентов в вузы в пределах 10% от общего плана приёма по каждой специальности. Подобная практика позволяет улучшить соотношение различных социальных групп. Только в таком случае у нас будут учителя иностранных языков в деревне и специалисты сельского хозяйства на селе. Так, в 1997 году из 24 мест по целевому приёму 22 места выделены району, в 1998 году – места выделены только по району (22).
Такие же проблемы встают при подборе кадров на должности глав сельских администраций, среди которых с высшим образованием 65,3%, средне-специальным – 30%, 1 глава имеет начальное профессиональное образование, более 30% имеют опыт управленческой работы всего до 3-х лет.
В 1998 году сменены 8 глав сельских администраций, из них пятеро освобождены от должности в связи с выходом на пенсию (это главы
-48-
администраций Казаккуловского, Озерного, Миндякского, Амангильдинского, Ахуновского сельсоветов); 1 глава администрации – в связи с переходом на другую работу (Поляковского сельсовета), назначен глава администрации во вновь образованном Мансуровском сельсовете; глава администрации Кирябинского сельсовета освобожден от руководства как не справившийся
со своими задачами.
2.1.Анализ структуры и численности работников аппарата
администрации г.Учалы и Учалинского района
Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована
согласно Указа Президента № УП-166 от 4.04.94г. «О реорганизации
администраций г.Учалы и Учалинского района».
Эта объединенная горрайадминистрация существует уже 4 года.
Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и
других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России, Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном самоуправлении», закона РБ «О государственной службе в Республике Башкортостан».
А также её деятельность регулируют разработанные в аппарате:
- регламент работы (текстовой и графический);
- положение о каждом управлении или отделе и службе;
- должностные инструкции на каждого ответработника, каждого
структурного подразделения;
- инструкции по делопроизводству;
- распределение обязанностей между главой администрации города и
района, его заместителями и управляющими делами.
В аппарате администрации 5 заместителей (в том числе 2 первых
заместителя: по промышленности и экономике и по Управлению сельского
хозяйства и продовольствия), один управляющий делами, 11 начальников
управления, 11 заместителей начальников управлений, 7 начальников отделов,
20 главных, 8 ведущих, 23 специалиста первой и 25 второй категории и т.д.
Все руководители с высшим образованием, за исключением ведущего
специалиста по защите прав потребителей, председателя спорткомитета и
заведующего архивным отделом.
Должностная структура работников аппарата администрации (таблица
№ 1, 2) характеризуется высоким удельным весом в общей численности
госслужащих групп старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных
должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24,1%, главных
– 3,6%, высших – 1,8%.
Следует отметить, что руководители и их заместители и руководители
структурных подразделений и их заместители составляют – 32,15% общей
численности работников.
-52-
Доля женщин в общей численности госслужащих аппарата
администрации составляет 32,35%, мужчин – 67,85%, в том числе по группам
должностей:
высшие должности – 100% мужчин,
главные должности – 25% женщин и 75% мужчин,
ведущие должности – 55,5% женщин и 44,5% мужчин,
старшие должности – 68,18% женщин и 31,72% мужчин,
младшие должности – 91,2 % женщин и 8,8% мужчин.
Наибольший удельный вес женщин в общей численности – в младшей
(91,2%) и старшей (68,18) группах государственных должностей.
Распределение государственных служащих аппарата администрации по
уровню образования по группам государственных должностей представлено
в таблице № 4.
В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее образование
(из них 1,7% - два высших образования), 41,07% - средне-специальное,
3,57% - среднее.
В таблице № 3 приведены данные, характеризующие уровень
образования госслужащих аппарата администрации по группам
государственных должностей.
Проведем анализ соответствия имеющегося профессионального
образования госслужащих требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального
закона Российской Федерации «Об основах государственной службы
Российской Федерации», согласно которому высшие, главные, ведущие и
государственные должности могут занимать лица с высшим
профессиональным образованием, служащие для старших и младших
государственных должностей должны иметь среднее профессиональное
образование по требуемой специализации (специальности) или образование,
считающееся равноценным.
Ввиду отсутствия методических подходов к признанию имеющегося у
госслужащих образования равноценным требуемому примем во внимание
наличие любого высшего или среднего профессионального образования без
учета специализации (осуществим «щадящую» оценку).
В целом на 1.01.99г. по всем группам государственных должностей
93,0% госслужащих имели уровень профессионального образования,
соответствующий требованиям их должностной группы. В то же время 3,5%
(или 4 человека) служащих по группе ведущих государственных должностей,
3,5% (4 человека) – младших государственных должностей имели
образовательный уровень ниже требуемого.
Из 29 (100%) руководителей структурных подразделений – 5 из них
работают не по специальности.
Распределение госслужащих аппарата, имеющих высшее
профессиональное образование, по направлениям подготовки
(специализации) представлено на рис. 1.
-53-
Как видно на рис. 1, 8,03% госслужащих имеют высшее сельско-
хозяйственное образование; 25,9% - высшее техническое образование,
31, 13% из них имели гуманитарное или социально-экономическое образование
(в том числе по специальностям: 7,14% - юриспруденция; 23,2% - экономика и
управление; 1,7% - государственное и муниципальное управление); 30,35% -
высшее педагогическое образование, практики без специального образования –
3,57%.
По представленным данным удельный вес государственных служащих,
являющихся дипломированными специалистами в областях «юриспруденция»,
«государственное и муниципальное управление», недостаточен и неадекватен
современным задачам, решаемым госслужбой.
Одним из важнейших элементов системы работы с кадрами является
повышение квалификации кадров.
Основной её целью является обеспечение предприятий, организаций,
объединений, отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства
и иных сфер деятельности высококвалифицированными кадрами
руководителей, способных эффективно и в комплексе решать как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17