· виды выпускаемой продукции в сравнении с продукцией других предприятий, указанием конкурентных преимуществ обоснованием ценовой политики, расчетов оптимальных запасов, характеристикой форм оплаты труда, оценкой уровня запасов изложением производственной концепции;
· главным звеном в системе бизнес-плана являются разделы, в которых определены рынки сбыта товаров, работ и услуг дана оценка конкуренции на товарных рынках и для обоснования возможностей по сбыту изложен план и итоги маркетинговых исследовании. Маркетинг-план посвящен оценке рыночных возможностей предприятия: объема сбыта продукции и услуг предприятия. С точки зрения прогнозирования это наиболее важные и сложные показатели, поскольку изучение существующего рынка и формирование уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта. Данные по исследованию рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия, и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах. Важное место в этом плане занимает описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены основываются на результатах анализа спроса цен конкурентов, оценке издержек на производство и реализацию продукции.
В этом разделе необходимо рассмотреть мировой рынок, если продукция предприятия имеет возможность конкурировать с аналогичными на мировом рынке. Здесь стоит отразить, какой объем продаж продукции этого типа был на мировом рынке за каждый год из последних пяти лет. Лучше указать по географическим зонам или странам. Следует указать, какой, по мнению составителей бизнес-плана, будет продажа на мировом рынке в каждом году из последующих пяти лет, какую долю на мировом рынке будет составлять продукция предприятия в каждом году из последующих пяти лет и почему.
Следует описать отдельно, какие факторы повлияют на рынок, например, законодательство, политика, демографическая ситуация и т. д. Какие необходимы мероприятия для усиления (увеличения) сбыта продукции предприятия в условиях изменения, например, цен, ускоряющейся инфляции, каких-то законодательных ограничений на вывоз капитала или на ввоз продукции и т. д.
На базе результатов анализа состояния и тенденции развития рынка формируется один из основных показателей бизнес-плана – план сбыта (реализации) продукции и услуг[1]. На обеспечение выполнения этого основного показателя нацелены и такие разделы бизнес-плана, как план производства, инвестиционный и организационный планы, правовое обеспечение деятельности предприятия, оценка рисков и страхования. Все эти разделы характеризуют и определяют экономическое состояние предприятия. На их основе при разработке бизнес-плана предприятия обосновывают такие разделы, как финансовый план, а также стратегию финансирования всех направлений развития.
Бизнес-план промышленного предприятия представляет собой количественное и финансовое определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Для того чтобы этот план стал руководством к действию и реальным, необходимо постоянно сравнивать фактические данные с его показателями, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные факторы, постоянно улучшать методологию обоснования всех разделов планов. Отрицательное влияние на экономические и финансовые показатели оказывает незнание предполагаемых объемов продаж по причине незнания своих покупателей и рынков сбыта продукции. Поэтому центральным звеном бизнес-плана является обоснование ожидаемых объемов продаж. Правильные прогнозы и планы продаж позволят предприятию избежать потерь или минимизировать их и сделать бизнес-план документом для управления деятельностью предприятия.
Реальность бизнес-плана должна определяться на основе анализа возможностей по достижению поставленных целей оценки выгодности достижения этих целей для предприятия
По ходу выполнения бизнес-плана (ежеквартально) необходимо в него при необходимости вносить коррективы на основе экспресс-диагностики состояния предприятия.
Каждое предприятие имеет возможность значительно облегчить экспресс-диагностику, комплексный анализ всех основных сторон деятельности и обоснования бизнес-плана на основе использования современных компьютерных технологий и постоянно проводить сценарный анализ (что будет, если...). Особое значение в этом случае имеет грамотная постановка задач и квалификация пользователей. Для этого необходимо наладить постоянное обучение специалистов не только работе с компьютером, но и новым методам анализа, планирования, учета и контроля.
Экономический анализ производственной и финансовой деятельности предприятия начнем с комплексного обзора основных показателей, характеризующих конечный результат работы предприятия. При комплексном анализе общих результатов хозяйственной деятельности проанализируем динамику важнейших показателей объема и прибыли.
Динамику показателей относительно предыдущего года определим путем вычисления процентов, а также отклонений в абсолютных величинах, для чего используем данные о работе предприятия за последние три года.
Таблица 1.2.1. Основные технико-экономические показатели работы предприятия за последние три года
№ п/п.
Показатели
Единицы измерения
1997 г.
1998 г.
1999 г.
1
2
3
4
5
6
7
Объем товарной продукции в действующих ценах
Объем товарной продукции в сопоставимых ценах
Выручка от реализации продукции
Прибыль от реализации продукции
Балансовая прибыль
Фонд оплаты труда
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
тыс. руб.
4450
4131
243
200
973
3820
5740
4720
5980
452
429
1059
3724
6090
3870
5951
524
454
1128
4940
8
9
10
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16