1) основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
2) основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.
В своей деятельности государственные и муниципальные унитарные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.
В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.
Рассматриваемое предприятие Учреждения УО 68/4 относится к казенным предприятиям. В условиях экономического кризиса, когда исправительно-трудовые учреждения испытывают острое недофинансирование, Правительством РФ в 1996 г. была разработана Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы на период до 2000 г. В этой программе предусматривается создание и развитие предприятий в местах лишения свободы, трудовой занятости осужденных и возможности использования части прибыли для нужд как самого предприятия, так и для нужд исправительно-трудового учреждения, на территории которого это предприятие находится.
Правительство Российской Федерации утверждает типовой устав казенного предприятия (фабрики, хозяйства), создаваемого на базе федерального имущества. В Указе Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» говорится, что в уставе казенного предприятия (фабрики, хозяйства) определяются следующие положения:
Ø обязательная их отчетность по формам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
Ø персональная ответственность руководителя казенного предприятия (фабрики, хозяйства) за результаты хозяйственной деятельности;
Ø обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;
Ø виды деятельности и порядок распределения прибыли.
Типовой устав казенного предприятия (фабрики, хозяйства), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 908, должен состоять из семи разделов:
1. Общие положения.
2. Цели и предмет деятельности предприятия.
3. Имущество предприятия.
4. Организация деятельности предприятия.
5. Управление предприятием.
6. Учет, отчетность и контроль за деятельностью предприятия.
7. Ликвидация и реорганизация предприятия.
Федеральный орган исполнительной власти утверждает устав подведомственного предприятия (фабрики, хозяйства), назначает на должность и освобождает от должности руководителя казенного предприятия (фабрики, хозяйства), принимает решение об осуществлении казенным предприятием (фабрикой, хозяйством) самостоятельной хозяйственной деятельности.
Устав казенного предприятия должен также содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место нахождения, наименование предприятия и другие сведения.
Планирование и финансирование деятельности казенных предприятий (фабрик, хозяйств) осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами уполномоченного органа в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1138 Порядком планирования и финансирования деятельности казенных предприятий (фабрик, хозяйств) и уставом предприятия.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий должна осуществляться в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия. Уполномоченный орган исполнительной федеральной власти на основании выявленной им потребности в продукции (работах, услугах), производимой предприятием для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, за три месяца до планируемого периода доводит до предприятия обязательный к исполнению и согласованный с Министерством экономики РФ и Минфином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия. В данном плане-заказе должны быть установлены следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд:
Ø объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;
Ø фонд оплаты труда и норматив его уменьшения при невыполнении показателей плана-заказа. Увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;
Ø лимит численности работников;
Ø объем средств, выделяемых из федерального бюджета, и условия их представления.
В месячный срок после утверждения на соответствующий год федерального бюджета план-заказ подлежит уточнению с учетом динамики цен (тарифов), реализуется по ценам (тарифам), устанавливаемым уполномоченным органом. Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа.
В соответствии разрешением уполномоченного органа предприятие имеет право планировать и осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности продукция (работы, услуги) реализуется по ценам (тарифам), установленным предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – по государственным ценам.
Все другие показатели хозяйственной деятельности казенное предприятие планирует самостоятельно, исходя из необходимости выполнения плана-заказа производства продукции (работ, услуг) для государственных нужд.
С целью перспективного развития предприятие по согласованию с уполномоченным органом разрабатывает план развития предприятия, который должен включать следующие разделы:
Ø мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности;
Ø задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
Ø задания по созданию и освоению новых видов продукции;
Ø задания по подготовке и переподготовке кадров;
Ø условия для реализации плана развития предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.
Уполномоченный орган осуществляет контроль за выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, а последний ежеквартально должен представлять уполномоченному органу статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана-заказа и о выпуске продукции (работ, услуг), произведенной в связи с осуществлением разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности.
Планирование фонда оплаты труда работников предприятия должно производиться на основе рекомендуемой государством тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, а оплата труда руководителей предприятия осуществляется на контрактной основе. Организация оплаты труда работников предприятия, их материальное стимулирование производится директором предприятия в соответствии с Положением о порядке оплаты труда работников предприятия, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с нормативными документами финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). Это положение требует четкого, научно обоснованного определения в плане всех затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), снижения неоправданных издержек, а также совершенствования планирования прибыли (по всем факторам).
При недостаточности собственных источников казенному предприятию должны выделяться средства из федерального бюджета на:
Ø реализацию плана развития предприятия (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);
Ø содержание объектов социальной инфраструктуры;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16