В основе механистической картины мира лежит метафизи-ческий подход к изучаемым явлениям природы как не связан-ным между собой, неизменным и не развивающимся. Ярким примером использования его является классификация живот-ного мира, изложенная известным шведским ученым-натура-листом Карлом Линнеем (1707-1778) в работе «Система при-роды». Достоинством ее является бинарная система обозначе-ния растений и животных (где первое слово обозначает род, а второе - вид), дошедшая до настоящего времени. Располо-жив растения и животных в порядке усложнения их строения, ученый тем не менее не усмотрел изменчивости видов, считая их неизменными, созданными Богом.
Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVH в. - первой половине ХГХ в. намечается тен-денция использования научных знаний в производстве, при-чиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. «Технические науки не являются простым продолжением естествознания, прикладными исследования-ми, реализующими концептуальные разработки фундамен-тальных естественных наук. В развитой системе технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и приклад-ных знаний».
Классическим примером первых научно-технических знаний служит сконструированные X. Гюйгенсом механи-ческие часы, воплотившие теорию колебаний маятника в созданное техническое решение. Возникшие на стыке естествознания и производства технические науки проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественно-научного знания.
Начиная с создания немецким мыслителем Иммануилом Кантом (1724-1804) работы «Всеобщая естественная история и теория неба» в естествознание проникают диалектические идеи. Согласно гипотезе, изложенной в данной работе, Сол-нце, планеты и их спутники возникли из некоторой первона-чальной бесформенной туманной массы, которая заполняла мировое пространство. Под действием притяжения из частиц об-разовывались отдельные сгущения, которые становились цент-рами притяжения, из одного такого центра образовалось Солн-це, вокруг которого, двигаясь по кругу, расположились частицы в виде круговых туманностей. В них стали образовываться заро-дыши планет, которые начали вращаться вокруг своей оси. Вследствие трения частиц, из которых они образовались, Солнце и планеты сначала разогрелись, а потом начали остывать.
Почти через 40 лет после Канта французский математик и астроном П. Лаплас (1749-1847) выдвинул идеи, которые до-полнили и развили кантовскую гипотезу, и в обобщенном виде эта космогоническая гипотеза Канта - Лапласа просу-ществовала почти 100 лет.
В XX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию. На смену теории катастрофизма, предложенной французским естествоиспытателем Ж. Кювье (1768-1832), пришла идея геологического эволюционизма английского ес-тествоиспытателя Ч. Лайеля (1797-1875). В теории катастро-физма утверждалось, что отдельные периоды в истории Зем-ли заканчиваются мировыми катастрофами, в результате ко-торых старые виды растений и животных погибают и на смену им рождаются новые, ранее не существовавшие. Лайель же доказал, что для объяснения изменений, происшедших в тече-ние геологической истории, нет необходимости прибегать к представлениям о катастрофах, а достаточно допустить дли-тельный срок существования Земли.
В области биологии эволюционные идеи высказывал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744-1829) в «Философии зоологии» и Ч. Р. Дарвин (1809-1882), создав-ший знаменитую работу «Происхождение видов путем есте-ственного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Согласно теории Дарвина, виды животных, растений с их целесообразной организацией воз-никли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за существование в данных усло-виях. Г. Менделем (1822-1884) в работе «Опыты над расти-тельными гибридами», объединившей биологический и мате-матический анализ, было дано достаточно адекватное объяс-нение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике. Им было выделено важнейшее свойство генов - дискретность, сформулирован принцип не-зависимости комбинирования генов при скрещивании. Но до 1900 г. работа Менделя оставалась неизвестной научной обще-ственности.
В 30-х г. XX в. ботаником М. Я. Шлейденом (1804-1881) и биологом Т. Шванном (1810-1882) была создана клеточная теория строения растений и живых организмов.
Вплотную подходит к открытию закона сохранения и пре-вращения энергии немецкий врач Ю. Р. Майер (1814-1878), который показал, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равно-ценными. Английский исследователь Д. П. Джоуль (1818-1889) экспериментально продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное количество теплоты. Датский инженер Л. А. Кольдинг (1815-1888) опыт-ным путем установил отношение между работой и теплотой, физик Г. Гельмгольц (1821-1894) доказал на основе этого за-кона невозможность вечного двигателя.
Среди открытий в химии важнейшее место занимает от-крытие периодического закона химических элементов выда-ющимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).
Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в области физики: открытие Ш. Кулоном (1736-1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791-1867) понятия элек-тромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Макс-веллом (1831-1879) математической теории электромагнит-ного поля. Это привело к созданию электромагнитной карти-ны мира.
В этот же период начинают развиваться и социально-гума-нитарные науки. Так например создаётся экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег, изложенную в одноименной работе. Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дис-циплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела при-вычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и со-циально-регулятивное применение научных знаний, сопро-вождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.
Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промыш-ленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25