Рефераты. Философия и методология науки

Как уже говорилось выше, душа человека требует от интеллекта завершенных знаний о мире, иначе она будет находиться в состоянии тревоги и страха. Интеллект, движимый природным любопытством, жаждой познания поставляет человеку все но-вые и новые знания. Поскольку душевная составляющая чело-века сильнее интеллектуальной, интеллект оказывается в слож-ном положении: угождать себе - значит непрестанно находиться в познавательном процессе и обновлении знаний о мире; угож-дать душе - правдами и неправдами обосновывать достоверность наличного знания.

В целом, если расположить в иерархической последователь-ности функции науки в связи с их ценностью для человека то, есть достаточно оснований для следующего ряда:

1. Психологическая функция - научное знание прежде всего ублажает душу человека, в смысле создания мифов о почти полном познании мира.

2. Духовно-интеллектуальная функция - научное знание и научная деятельность ублажают врожденную познавательную потреб-ность человека.

2 Утилитарно-прагматическая функция - научное знание используется при разработке технологий получения материальных продуктов для ублажения человеческого тела (тепла, света, трас порта, средств связи).

§ 2. Многообразие форм знаний: научные и вненаучные знания.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появле-ние научного знания не отменило и не упразднило, не сдела-ло бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъем-лющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, филосо-фии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы зна-ния, имеющие понятийную, символическую или художе-ственно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле-ний действительности. В развитии научного познания череду-ются революционные периоды, так называемые научные ре-волюции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении кото-рых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претен-дуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональ-ности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное зна-ние не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно произ-водится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и сред-ства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к «ведомству» вненаучного знания, объединя-ются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистемати-ческое знание, которое не формализуется и не описыва-ется законами, находится в противоречии с существую-щей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеоло-гическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко-торых не является убедительным с точки зрения крите-риев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание, час-то представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лже-научное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают «маньяком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженау-ки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также пре-тенциозность. Лженаучные знания очень чувствитель-ны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научны-ми знаниями. Считается, что лженаучное обнаружива-ет себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и привер-женцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический ре-жим. В истории нашей страны периоды «триумфа ква-зинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в геологии 50-х гг., шельмова-ние генетики, кибернетики и т. п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы иссле-дования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извеч-ную потребность в обнаружении общего легкодоступно-го «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной неста-бильности. Но хотя данный феномен достаточно опа-сен, принципиальное избавление от антинауки невоз-можно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллекту-альную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних ас-тронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существова-ло обыденно-практическое знание, доставлявшее элементар-ные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, одна-ко, разрозненный, несистематический характер, представля-ющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизнен-ных отношений и является исходным пластом всякого позна-ния. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в че-ловеческое сознание так крепко, что становятся предрассуд-ками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напро-тив, наука длинным и трудным путем доказательств и опро-вержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Последнее включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыден-ное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несисте-матично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предва-рительных систем доказательств. Иногда знание повседневно-го опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто молчаливо руководит действиями субъекта.

Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу не-специализированного повседневного опыта, имеющего обще-человеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Иногда обыденное знание определяют посредством указа-ния на общие представления здравого смысла или неспециа-лизированный повседневный опыт, которые обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. В данном случае последующей дефиниции подвергает-ся понятие здравого смысла.

К исторически первым формам человеческого знания от-носят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвы-ситься над повседневным бытием, не заботиться о практи-ческой выгоде и вести себя в соответствии со свободно при-нятыми игровыми нормами. В игровом познании возможны сокрытие истины, обман партнера. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познава-тельной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и пра-вил его построения. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонен-той знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельно-сти нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в об-щении с мастером.

Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее явля-лась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективнос-ти и прочно расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изыска-ний. Как правило, народная наука существует и транслиру-ется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иног-да можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, на-ставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную и тонкую, по сравнению со скорым рационалистическим взглядом, проницательность, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание ис-тиной.

В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», а последний в свою очередь - как органичная его частичка, через которую посто-янно проходят силовые линии мирового круговорота. Счита-ется, что народные науки обращены, с одной стороны, к са-мым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земле-делие, скотоводство, строительство. Символическое в них выражено минимально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.