Как уже говорилось выше, душа человека требует от интеллекта завершенных знаний о мире, иначе она будет находиться в состоянии тревоги и страха. Интеллект, движимый природным любопытством, жаждой познания поставляет человеку все но-вые и новые знания. Поскольку душевная составляющая чело-века сильнее интеллектуальной, интеллект оказывается в слож-ном положении: угождать себе - значит непрестанно находиться в познавательном процессе и обновлении знаний о мире; угож-дать душе - правдами и неправдами обосновывать достоверность наличного знания.
В целом, если расположить в иерархической последователь-ности функции науки в связи с их ценностью для человека то, есть достаточно оснований для следующего ряда:
1. Психологическая функция - научное знание прежде всего ублажает душу человека, в смысле создания мифов о почти полном познании мира.
2. Духовно-интеллектуальная функция - научное знание и научная деятельность ублажают врожденную познавательную потреб-ность человека.
2 Утилитарно-прагматическая функция - научное знание используется при разработке технологий получения материальных продуктов для ублажения человеческого тела (тепла, света, трас порта, средств связи).
Последнее включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыден-ное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несисте-матично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предва-рительных систем доказательств. Иногда знание повседневно-го опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто молчаливо руководит действиями субъекта.
Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу не-специализированного повседневного опыта, имеющего обще-человеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
Иногда обыденное знание определяют посредством указа-ния на общие представления здравого смысла или неспециа-лизированный повседневный опыт, которые обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. В данном случае последующей дефиниции подвергает-ся понятие здравого смысла.
К исторически первым формам человеческого знания от-носят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвы-ситься над повседневным бытием, не заботиться о практи-ческой выгоде и вести себя в соответствии со свободно при-нятыми игровыми нормами. В игровом познании возможны сокрытие истины, обман партнера. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познава-тельной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и пра-вил его построения. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонен-той знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельно-сти нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в об-щении с мастером.
Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее явля-лась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективнос-ти и прочно расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изыска-ний. Как правило, народная наука существует и транслиру-ется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иног-да можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, на-ставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную и тонкую, по сравнению со скорым рационалистическим взглядом, проницательность, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание ис-тиной.
В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», а последний в свою очередь - как органичная его частичка, через которую посто-янно проходят силовые линии мирового круговорота. Счита-ется, что народные науки обращены, с одной стороны, к са-мым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земле-делие, скотоводство, строительство. Символическое в них выражено минимально.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25