Тезис, фиксирующий взаимные токи и влияния и науки философии, когда развитие последней стимулируется развитием частных наук, а интеллектуальные инновации философского постижения мироздания служат строи-тельными лесами эпохальных научных открытий, обо-сновывается с учетом следующих обстоятельств. Фило-софия выступает формой теоретического освоения дей-ствительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. В той своей части, которая называется «ме-тодология», современная философия предлагает допол-нения в осмыслении аппарата конкретных наук, а так-же ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного зна-ния. Исследователи выделяют специфически эвристи-ческую функцию философии, которую она выполняет по отношению к научному познанию и которая наибо-лее заметна при выдвижении принципиально новых на-учных теорий. Именно философские исследования фор-мируют самосознание науки, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития
Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается фило-софия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказ-ки» решения парадоксальных проблем.
К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и орга-ничных переплетений во всех возможных плоскостях прило-жения. Исследования по истории науки убедительно показа-ли, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, свя-занных с возникновением античной математики и астроно-мии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической си-стемой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XX-XX вв., и т. д. При таком под-ходе философия науки включает в себя эпистемологию, мето-дологию и социологию научного познания, хотя так очерчен-ные ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.
Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации (к примеру онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методоло-гически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера). Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать процедурам анализа, обоб-щения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. Во второй - главным станет рассмотрение многообразных процедур научного ис-следования, как-то: обоснования, идеализации, фальсифика-ции, а также анализ содержательных предпосылок знания.
Иногда о философии науки говорят в более широком ис-торико-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на про-тяжении многовекового развития философии. Таким образом, можно получить неокантианскую философию науки, филосо-фию науки неореализма и пр. К версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти ориента-ции по-разному оценивают статус науки в культурном конти-нууме современности. (Об этом шла речь в гл. I, часть 9).
По-разному оценивается и место философии науки. Неко-торые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунте). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнона-учным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связы-вают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие фи-лософию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25