Рефераты. Взаимодействие банков с органами финансового надзора

2. По географическому признаку

Государства, территории, где незаконно производятся наркотики или

которые не принимают мер по борьбе с преступными доходами, а также

государства, в которых не предусмотрено раскрытие или представление

информации при проведении финансовых операций.

По Закону №115-ФЗ [6] перечень таких государств должен быть утвержден

Правительством Российской Федерации. Однако во всем мире такие перечни

официально представляют лишь признанные международные организации. Да и у

них черные списки несколько короче, чем тот, что вышел у россиян.

3. По видам банковских операций (продуктов)

Банковские операции (продукты), позволяющие клиентам легко

конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную форму или

быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.

Причем, в случае если кредитная организация оценивает риск

осуществления клиентом легализации преступных доходов как высокий, то

кредитная организация вправе направить к своему клиенту уполномоченного

сотрудника.

Вторым этапом является разработка и внедрение программы выявления в

деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных

подозрительных операций.

В качестве ориентира для кредитной организации по выявлению иных

операций, не подлежащих обязательному контролю, но являющимися

подозрительными Банк России в Приложении 3 Рекомендаций перечисляет

критерии выявления и признаки необычных сделок, которые подразделяются на:

1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении

легализации преступных доходов

2. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении операций с денежными средствами в

наличной форме и переводов денежных средств.

3. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении операций по кредитным договорам.

4. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении расчетов по клирингу.

5. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов при использовании клиентом схем с участием

страховщиков.

6. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении международных расчетов.

7. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении операций с ценными бумагами и

производными финансовыми инструментами.

8. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при осуществлении электронного банкинга и

расчетов по пластиковым картам.

Данное Приложение подробно описывает операции, которые необходимо

фиксировать, а сведения по ним направлять через территориальные управления

Банка России в КФМ России.

Следующим этапом является разработка и создание программы

документального фиксирования информации.

Данная программа должна исходить из того, что в случае необходимости

(например, для использования в качестве доказательства в уголовном,

гражданском и арбитражном судах) было возможно воспроизвести детали

операции, включая валюту операции, данные о контрагенте и т.д. Из этой

программы вытекает необходимость создания программы хранения информации и

документов в целях противодействия отмыванию преступных доходов. В

соответствии с ней кредитной организации рекомендуется хранить следующие

документы на протяжении не менее 5 лет:

. Копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты.

. Оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве

доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе,

документов по операциям, а также сообщения (в КФМ России).

. Иные документы, в т.ч. деловую переписку.

После принятия решения о том, что операция осуществляется в целях

отмывания денег, сведения по этим операциям должны быть представлены в КФМ

России. Одновременно, в целях пресечения отмывания «грязных» денег банк

может задержать или заморозить данную операцию. В свою очередь, КФМ России

может запросить банк о дополнительной информации по операции, включающую

направление в КФМ России документы (копии документов) приведенных выше.

В целях реализации перечисленных программ, кредитная организация

разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по

вопросам противодействия отмыванию преступных доходов исходя из должностных

обязанностей, по следующим направлениям:

. Ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере

противодействия отмыванию преступных доходов

. Ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях

противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, утвержденными

руководством кредитной организации

. Практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях

противодействия отмыванию преступных доходов, в т.ч. программ его

осуществления

. Программы обучения строятся исходя из того, что организация деятельности

по противодействию отмыванию преступных доходов предполагает

непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в

данном процессе

Обучение сотрудников должно проводится регулярно, не реже одного раза в

год.

Приведенная система внутреннего контроля играет основополагающую роль

во взаимодействии Банка России, банков (кредитных организаций) с КФМ России

по выявлению операций, связанных с отмыванием «грязных» денег.

Схема 2.2.1. Организация внутреннего контроля в кредитной организации в

соответствии с рекомендациями Банка России

2.2.2. Задачи и функции Комитета Российской Федерации по финансовому

мониторингу

Задачи, функции и полномочия КФМ России четко определены Положением «О

Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу» [15] в котором

указано, что КФМ России является федеральным органом исполнительной власти,

уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой

сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

КФМ России подотчетен Министерству финансов Российской Федерации и

ежегодно представляет отчет о своей деятельности в сфере борьбы с

отмыванием «грязных» капиталов.

Основными задачами КФМ России являются:

. Сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и

иным имуществом, подлежащих контролю на основании законодательства

Российской Федерации

. Направление соответствующей информации в правоохранительные органы

(Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних

дел Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской

Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации)[17]

. Осуществление на основе международных договоров Российской Федерации

взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами

иностранных государств.

Основными функциями КФМ России, помимо прочего, являются:

. Осуществление проверки в установленном порядке проверки полученной

информации

. Координация деятельности федеральных органов власти в данной сфере

. Организация формирования и ведения федеральной базы данных

. Осуществление взаимодействия с Банком России в данной сфере

. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений

законодательства Российской Федерации в данной сфере.

2.2.3. Организация проверок с использованием отчетности и на месте

В марте-апреле т.г. Банком России проведены инспекционные проверки 517

кредитных организаций (или 39% от общего количества кредитных организаций)

по вопросам соблюдения требований положений Закона и нормативных актов

Банка России, в части фиксирования, хранения и представления в КФМ России

информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в

отношении организации в кредитных организациях внутреннего контроля.

В соответствии с нормативными актами Банка России [27], кредитные

организации и их филиалы являются объектами контроля со стороны Банка

России за исполнением Закона о борьбе с отмыванием денег [6]. Банк России

проводит инспекционные проверки для определения:

. соответствия деятельности кредитной организации в части хранения

и представления информации об операциях, подлежащих

обязательному контролю и организации внутреннего контроля в

кредитных организациях по противодействию легализации преступных

доходов

. организации работы кредитной организации в области

противодействия легализации преступных доходов

. достоверности представляемой в Банк России отчетности кредитной

организации.

В своей статье директор Департамента инспектирования кредитных

организаций Банка России В.В. Ткаченко[18] указывает на то обстоятельство,

что одним из наиболее распространенных видов нарушений, выявленных в ходе

инспекционных проверок кредитных организаций Банком России, является

некачественная работа или полное отсутствие службы внутреннего контроля в

кредитных организациях.

Напомним, что Банк России не регламентирует строгого порядка

осуществления банками внутреннего контроля в отношении борьбы с преступными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.