2. По географическому признаку
Государства, территории, где незаконно производятся наркотики или
которые не принимают мер по борьбе с преступными доходами, а также
государства, в которых не предусмотрено раскрытие или представление
информации при проведении финансовых операций.
По Закону №115-ФЗ [6] перечень таких государств должен быть утвержден
Правительством Российской Федерации. Однако во всем мире такие перечни
официально представляют лишь признанные международные организации. Да и у
них черные списки несколько короче, чем тот, что вышел у россиян.
3. По видам банковских операций (продуктов)
Банковские операции (продукты), позволяющие клиентам легко
конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную форму или
быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.
Причем, в случае если кредитная организация оценивает риск
осуществления клиентом легализации преступных доходов как высокий, то
кредитная организация вправе направить к своему клиенту уполномоченного
сотрудника.
Вторым этапом является разработка и внедрение программы выявления в
деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных
подозрительных операций.
В качестве ориентира для кредитной организации по выявлению иных
операций, не подлежащих обязательному контролю, но являющимися
подозрительными Банк России в Приложении 3 Рекомендаций перечисляет
критерии выявления и признаки необычных сделок, которые подразделяются на:
1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении
легализации преступных доходов
2. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов, при проведении операций с денежными средствами в
наличной форме и переводов денежных средств.
3. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов, при проведении операций по кредитным договорам.
4. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов, при проведении расчетов по клирингу.
5. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов при использовании клиентом схем с участием
страховщиков.
6. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов, при проведении международных расчетов.
7. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов, при проведении операций с ценными бумагами и
производными финансовыми инструментами.
8. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации
преступных доходов, при осуществлении электронного банкинга и
расчетов по пластиковым картам.
Данное Приложение подробно описывает операции, которые необходимо
фиксировать, а сведения по ним направлять через территориальные управления
Банка России в КФМ России.
Следующим этапом является разработка и создание программы
документального фиксирования информации.
Данная программа должна исходить из того, что в случае необходимости
(например, для использования в качестве доказательства в уголовном,
гражданском и арбитражном судах) было возможно воспроизвести детали
операции, включая валюту операции, данные о контрагенте и т.д. Из этой
программы вытекает необходимость создания программы хранения информации и
документов в целях противодействия отмыванию преступных доходов. В
соответствии с ней кредитной организации рекомендуется хранить следующие
документы на протяжении не менее 5 лет:
. Копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты.
. Оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве
доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе,
документов по операциям, а также сообщения (в КФМ России).
. Иные документы, в т.ч. деловую переписку.
После принятия решения о том, что операция осуществляется в целях
отмывания денег, сведения по этим операциям должны быть представлены в КФМ
России. Одновременно, в целях пресечения отмывания «грязных» денег банк
может задержать или заморозить данную операцию. В свою очередь, КФМ России
может запросить банк о дополнительной информации по операции, включающую
направление в КФМ России документы (копии документов) приведенных выше.
В целях реализации перечисленных программ, кредитная организация
разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по
вопросам противодействия отмыванию преступных доходов исходя из должностных
обязанностей, по следующим направлениям:
. Ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере
противодействия отмыванию преступных доходов
. Ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, утвержденными
руководством кредитной организации
. Практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях
противодействия отмыванию преступных доходов, в т.ч. программ его
осуществления
. Программы обучения строятся исходя из того, что организация деятельности
по противодействию отмыванию преступных доходов предполагает
непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в
данном процессе
Обучение сотрудников должно проводится регулярно, не реже одного раза в
год.
Приведенная система внутреннего контроля играет основополагающую роль
во взаимодействии Банка России, банков (кредитных организаций) с КФМ России
по выявлению операций, связанных с отмыванием «грязных» денег.
Схема 2.2.1. Организация внутреннего контроля в кредитной организации в
соответствии с рекомендациями Банка России
2.2.2. Задачи и функции Комитета Российской Федерации по финансовому
мониторингу
Задачи, функции и полномочия КФМ России четко определены Положением «О
Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу» [15] в котором
указано, что КФМ России является федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой
сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
КФМ России подотчетен Министерству финансов Российской Федерации и
ежегодно представляет отчет о своей деятельности в сфере борьбы с
отмыванием «грязных» капиталов.
Основными задачами КФМ России являются:
. Сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и
иным имуществом, подлежащих контролю на основании законодательства
Российской Федерации
. Направление соответствующей информации в правоохранительные органы
(Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних
дел Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации)[17]
. Осуществление на основе международных договоров Российской Федерации
взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами
иностранных государств.
Основными функциями КФМ России, помимо прочего, являются:
. Осуществление проверки в установленном порядке проверки полученной
информации
. Координация деятельности федеральных органов власти в данной сфере
. Организация формирования и ведения федеральной базы данных
. Осуществление взаимодействия с Банком России в данной сфере
. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений
законодательства Российской Федерации в данной сфере.
2.2.3. Организация проверок с использованием отчетности и на месте
В марте-апреле т.г. Банком России проведены инспекционные проверки 517
кредитных организаций (или 39% от общего количества кредитных организаций)
по вопросам соблюдения требований положений Закона и нормативных актов
Банка России, в части фиксирования, хранения и представления в КФМ России
информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в
отношении организации в кредитных организациях внутреннего контроля.
В соответствии с нормативными актами Банка России [27], кредитные
организации и их филиалы являются объектами контроля со стороны Банка
России за исполнением Закона о борьбе с отмыванием денег [6]. Банк России
проводит инспекционные проверки для определения:
. соответствия деятельности кредитной организации в части хранения
и представления информации об операциях, подлежащих
обязательному контролю и организации внутреннего контроля в
кредитных организациях по противодействию легализации преступных
доходов
. организации работы кредитной организации в области
противодействия легализации преступных доходов
. достоверности представляемой в Банк России отчетности кредитной
организации.
В своей статье директор Департамента инспектирования кредитных
организаций Банка России В.В. Ткаченко[18] указывает на то обстоятельство,
что одним из наиболее распространенных видов нарушений, выявленных в ходе
инспекционных проверок кредитных организаций Банком России, является
некачественная работа или полное отсутствие службы внутреннего контроля в
кредитных организациях.
Напомним, что Банк России не регламентирует строгого порядка
осуществления банками внутреннего контроля в отношении борьбы с преступными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18