исключения в рамках своей политики, основываясь на общем знании своих
клиентов. Однако ни банки, ни финансовые институты не уполномочены делать
исключения из требований идентификации по операциям своих клиентов. Следует
отметить, что в некоторых странах (Дания, Испания, Великобритания) эти
исключения не применяются в тех случаях, когда известно или есть
подозрения, что происходит отмывание денег. На практике большинство
исключений применяется в следующих случаях:
. при проведении операций с другими финансовыми институтами,
которые являются объектом аналогичных требований идентификации;
. полисы страхования жизни с годовой премией или разовой премией в
сумме, равной или меньшей установленного порога.
в) Требования к идентификации юридических лиц
Общие правила
Юридические лица, как правило, имеют право открывать счета от своего
имени. Однако в некоторых странах в это понятие попадают компании, трасты,
фонды, ассоциации и т.д. В большинстве случаев требуется соответствующая
информация об образовании юридического лица (регистрационные или
аналогичные документы, устав, и т.д.). Такая информация также часто
включает регистрационный номер, юридическую форму, название и почтовый
адрес компании, имена членов совета директоров, а также управляющих. В
большинстве стран-членов ФАТФ запрашиваются оригинальные экземпляры или
заверенные выписки из официальных регистров.
Для юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, большинством стран-
членов ФАТФ установлено требование о предъявлении аналогичных документов,
если таковые существуют на практике. Однако учитывая то, что не выработано
единого для всех стран стандарта контроля, особое внимание следует уделять
легитимности документов. Интересно отметить, что в Финляндии юридические
лица-нерезиденты обязаны предъявить рекомендательное письмо.
Общим принципом является обязательная идентификация физических лиц,
стоящих за юридическим лицом (управляющие, директора). Например, в Канаде
проводится идентификация трех лиц, уполномоченных распоряжаться счетом.
Более того, для открытия счета и для получения полномочий на право подписи
по счету, обычно необходима резолюция совета директоров.
Прочие мероприятия
В дополнение к вышеупомянутым требованиям, в связи с тем, что при
идентификации клиентов, которые не являются физическими лицами, возникают
специфические проблемы, некоторые страны требуют от соответствующих
институтов проведения дополнительных проверок юридических лиц. Например, в
Бельгии, Финляндии, Франции и США банковские институты обязаны запрашивать
информацию о деятельности, размере бизнеса и финансовом положении клиента.
В Греции дополнительные проверки проводятся только в отношении счетов, по
которым возможны овердрафты. В Исландии, если юридическое лицо просит
кредит у местного банковского института, дополнительные проверки проводятся
только в отношении компании и ее юридической регистрации. В Гонконге и
Сингапуре перепроверяют информацию о юридических лицах в реестре компаний
или реестре компаний и бизнеса. В Великобритании финансовым институтам при
установлении отношений с клиентом рекомендуется выяснять ожидаемые размеры
и характер операций, которые будут проводится по счету.
В некоторых странах-членах ФАТФ каждый соответствующий финансовый
институт самостоятельно решает вопросы о проведении дополнительных
проверок. Почти во всех странах-членах ФАТФ отсутствуют специфические меры
против открытия счета в филиалах тех районов, в которых юридические лица не
имеют зарегистрированного офиса и не проводят деловых операций. В таких
случаях следует информировать соответствующие органы о подозрительной
операции (например, в Австралии, Бельгии, Дании, Германии, Италии, США) или
провести тщательную проверку.
Операциям юридических лиц, использующих в качестве адреса почтовые
ящики, следует уделять особое внимание или при необходимости сообщать
властям о проведении подозрительной операции. В некоторых странах компаниям
запрещено использовать в качестве адреса почтовые ящики (Франция, Греция).
г) Выполнение требований законодательства
Действия в случае неполной идентификации
Когда невозможно провести полную идентификацию клиента, соответствующие
институты могут предпринять следующие меры:
. прекратить отношения с клиентом (включая отказ в открытии счета или
проведении операции);
. заблокировать счет;
. информировать власти о подозрительной операции;
. рассмотреть возможность конфискации средств на счете через
определенный период времени;
. хранить записи данных, касающихся идентификации клиентов.
Вышеупомянутые действия могут применяться отдельно либо в совокупности.
Например, после того, как счет был открыт, финансовый институт может
заблокировать средства и одновременно направить сообщение о подозрительной
операции.
Большинству стран-членов ФАТФ не разрешается проводить операцию по
счету до того, как идентифицирована личность клиента. Однако банковские
институты могут позже обнаружить, что процедура идентификации была
выполнена неудовлетворительно. В этом случае институт должен, как минимум,
дать сообщение в соответствующие органы.
Санкции за невыполнение требований законодательства по идентификации
Санкции, применяемые к финансовым институтам в случаях невыполнения
требований законодательства в отношении идентификации клиентов:
. штрафы, налагаемые на физические лица, компании и финансовые институты;
. возможность лишения свободы - для физических лиц (членов правления,
директоров, управляющих, работников, представителей и других лиц,
которые постоянно или периодически оказывали услуги клиентам);
. дисциплинарные санкции (предупреждения, приостановка деятельности);
. требование об исправлении всех недостатков в процедуре идентификации
клиентов, если они обнаружены в ходе выполнения надзорных функций за
банковским сектором;
. приостановление или прекращение, запрещение и отстранение от
определенного вида деятельности и другие подобные действия.
Вышеупомянутые санкции могут применяться как в совокупности, так и
раздельно. Во многих странах невыполнение финансовым институтом
соответствующих действий для установления личности возможного клиента
является уголовным преступлением. Иногда не только к финансовым институтам,
но и к их сотрудникам могут быть применены наказания в виде штрафов или
тюремного заключения, в зависимости от их должности в банке и степени
участия в преступлении.
Необходимо отметить, что российская практика, опыт которой насчитывает
около 4 месяцев[23] работы в области предотвращения отмывания денег, не
уступает основным международным требованиям в части основы для банковских
институтов по идентификации клиентов, сроку хранения данных, а также иных
мероприятий по организации борьбы с отмыванием денег.
Несмотря на то, что законадательство в отношении банков является
адекватным мировой практике борьбы с отмыванием денег, законодательство
России не охватывает все финансовые институты. Так в частности, по словам
начальника управления контроля ФКЦБ России С.Помы, под нормы
«противоотмывочного законодательства» на рынке ценных бумаг подпадают
брокерская и дилерская деятельность, а также деятельность по доверительному
управлению ценными бумагами. Остальные виды деятельности на рынке ценных
бумаг, по словам С.Помы, «...под регулирование этого Закона не
подпадают»[24]. Так например, в настоящее время под действие Закона №115-ФЗ
не подпадают регистраторы, депозитарии, биржи и клиринговые организации,
которые по определению являются частью всей финансовой системы. Однако в
данной работе рассматривается практика организации взаимодействия банков с
органами финансового надзора и не ставится целью осуществление обзора
других финансовых секторов экономики.
2.3.2. Взаимодействие банков с органами финансового надзора[25]
а) Итальянский опыт
Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным
путем от 5.07.91 г. №197 упорядочил сферу финансового посредничества,
разделив ее на две части, и ввел ряд административных норм по
предупреждению и борьбе с легализацией доходов, полученных преступным
путем. Вследствие принятия данного закона в сферу компетенции Валютного
Итальянского Бюро (ВИБ) при Банке Италии добавилось, помимо прочего,
противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
Административные меры, введенные Законом №197 в части борьбы с легализацией
преступных доходов заключаются в основном в пассивных и активных функциях
сотрудничества ВИБ с банковскими институтами. Данные обязанности касаются
всех финансовых институтов, подразделяющихся на две категории:
уполномоченные посредники и финансовые посредники, включенные в специальные
списки, хранящиеся в ВИБ. Первые – это все традиционные посредники и
финансовые институты (банки, страховые компании, риэлторские фирмы,
инвестиционные фонды и т.д.). К последним относятся финансовые компании,
занимающиеся инвестиционной деятельностью.
Пассивное сотрудничество заключается в обязанности идентифицировать
клиентуру и регистрировать данные в едином информационном архиве по
операциям, превышающим сумму в 20 млн. итальянских лир (около 10 тыс. долл.
США).
Активное сотрудничество заключается в обязанности сообщать о
подозрительных операциях. Каждый месяц уполномоченные посредники обязаны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18