стратегия управления персоналом и т.д.); банковский маркетинг (установление
рынков банковских услуг, внедрение новых видов услуг, выбор конкретных
рынков и т.д.); создание банковских продуктов; формирование клиентской базы
банка, обслуживание клиентов, продажа услуг; экономика и финансы
(приращение капитала, управление прибылью и ликвидностью, обеспечение
стабильности развития банка, управление издержками банка и т.д.);
информационно-аналитическое обеспечение (создание инф.-аналитической
системы планирования и реализации финансовых операций); администрирование (
приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации
персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка).
В свою очередь, банковский менеджмент – это практическая деятельность,
связанная с непосредственным управлением осуществления КБ-ком своих
функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система
разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и
пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных
финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и
т.д.
Система банковского менеджмента, направленная на разработку
управляющих воздействий, м.б. представлена следующим образом:
1. Программирование деятельности банка – формирование целевой программы
деятельности банка.
2. Планирование деятельности банка – разработка перечня количественных
(критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям
кредитной организации. Критические параметры банка (размер собств.капитала,
структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект
собственного капитала банка и т.д.), которые должны изменяться на интервале
планирования деятельности.
3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются
первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с
клиентурой.
4. Экономика и финансы – обоснование заданных нормативных ограничений на
параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые
могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а т.же оценка
степени выполнения программы банка.
5. Технология – разработка функционально-технологической документации, а
т.же связь ее с действующим регламентом банковских операций и услуг.
6. Маркетинг – выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее
изменений.
7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя
обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
8. Экспертиза и консультации – экспертиза, консультации и сопровождение
направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
9. Обеспечение – материально-техническое и кадровое обеспечение.
10. «Паблик рилейшнс» - информационно-исследовательское обеспечение,
реклама и продвижение схемы «банковский продукт – клиент» на рынок.
47.
. Банковский менеджмент и его основные направления
Менеджмент - наука о наиболее рациональной организации и управлении; -
организация и управление коллективом. Основная цель: получение прибыли
путем применения системы управления.
Современный коммерческий банк является сложным социально-экономическим
объектом, самоуправляющейся системой, состоящей из управляемой и
управляющей подсистем.
Управляющая - субъект управления, который на основе информации,
поступающей от внешних и внутренних подсистем, вырабатывает цель и подцели,
которые следует достичь, и осуществляет соответствующие воздействие на
управляемую подсистему.
Управляемая - объект управления, воспринимающий управляющее воздействие,
выполняющий работы и осуществляющий обратную связь.
"Управление банком" ( Банковский менеджмент", "Организационное
управление")- это деятельность, где объектом и субъектом управления
являются люди (соответствующие участники банка), а само управление
осуществляется путем целеполагающего воздействия одних на других и между
собой, а также путем информационного взаимодействия между ними.
К этому же процессу относится термин "
"Управление ресурсами" (активами, пассивами, капиталом, портфелем ценных
бумаг и т.п.) -процесс, в котором служащими определенных подразделений
банка производится непосредственное воздействие на те или иные ресурсы
путем осуществления соответствующих банковских операций или других
аналогичных действий, в результате которых происходит трансформация этих
ресурсов.
Основные направления банковского менеджмента:
1. Планирование банковской деятельности, в процессе которого
вырабатывается банковская политика, определяющая деятельность на
перспективу, стратегию, концепцию развития банка, которая включает в себя
кредитную, депозитную, инвестиционную и процентную политику.
Выработка стратегии - это воплощение целей на практике с учетом ресурсов
и прогнозов в перспективе на 3-5 лет:
- стратегическое планирование 3-5 лет
- перспективное до 3 лет
- текущее - ежедневное
Так как планирование процесс непрерывный, а не раз в 3-5 лет, то
необходима разбивка перспективного планирования на текущее.
Этими функциями управления занимаются в КБ отделы планирования или
специальные комитеты по управлению.
2. Управление активами - это пути и порядок размещения привлеченных
средств. Применительно к коммерческому банку - это распределение средств на
наличные деньги, инвестиции, ссуды и нематериальные активы.
Особое внимание при размещении средств уделяется инвестициям в ценные
бумаги и ссудным операциям, в частности составу портфеля ценных бумаг и
непогашенных ссуд.
На управление активами влияют следующие факторы:
1) активы должны размещаться в строгом соответствии с банковским
законодательством.
2) отношения между банками и их клиентами по ссудам и вкладам строятся на
основе доверия и помощи.
Подавляющая часть привлеченных банком средств подлежит оплате по
требованиям или с очень коротким сроком уведомления.
3 ) конфликт между ликвидностью и прибыльностью.
4) разные активы имеют разную степень риска и приносят разные прибыли.
3. Управления пассивами. Это деятельность, связанная с привлечением
средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей
комбинации источников средств для банка.
Также это действия, направленные на удовлетворение нужд в ликвидности
путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости.
4. Управление собственными средствами (капиталом) банка. Имеет важное
значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности, предполагает
обоснование критериев достаточности собственного капитала и выбор
показателей, позволяющих оценить эту достаточность. Один из путей
увеличения собственного капитала - выпуск акций, облигаций.
5. Управление рентабельностью работы банка - контроль доходов и расходов
банка.
6. Управление рисками.
Главные риски:
- риски невозврата кредита и процентов по нему
- риск ликвидности.
- риск неполучения прибыли.
- риск потери освоенного рынка.
Основные функции управления здесь: - распознать возможные случаи
возникновения риска, оценить масштабы предполагаемого ущерба, найти способы
предотвращения и источники возмещения.
7. Управление трудовым коллективом (кадровый менеджмент).
8. Управление банковским маркетингом.
48.Общие черты и различия банк.менеджмента и управления
банк.деятельностью.
В систему банковской деятельности следует включить сами банки,
предприятия, учреждения, органы власти и другие юридические лица, а также
физические лица, финансово-кредитные отношения которых могут
реализовываться только при участии одного или нескольких банков. Особую
роль здесь играют государственные органы власти и управления, в чьей
компетенции - регулирующие воздействия на сам характер этой деятельности.
Сущность системы банковской деятельности и ее основу (как и положено в
теории систем) составляют именно связи между указанными элементами:
специально организуемые взаимодействия между субъектами хозяйствования,
субъектами рыночной инфраструктуры и органами власти. Эти взаимодействия
осуществляются в виде банковских операций, банковских услуг и т. п. В этой
связи "банковская деятельность" должна рассматриваться как категория более
широкая, чем просто "деятельность банков", поскольку охватывает отнюдь не
только банки.
49.Количественные, качественные и социальные показатели банковского
менеджмента.
Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на
ряд групп:
количественные и качественны;
объективные и субъективные;
формализуемые и не формализуемые.
Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут
применяться только соотносительно размерам банка, его политике и
специализации. К ним относятся:
размер капитала банка;
количество учредителей;
объемы активных и пассивных операций;
количество клиентов;
количество сфер экономики и отраслей работы;
география работы;
наличие и разветвленность филиальной сети;
корреспондентские отношения;
количество банковских продуктов в портфеле.
В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд
групп:
Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с
позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28