первую очередь, ликвидацию бюджетного дефицита), реформу банковской системы
и создание рынка капиталов. Совокупность подобных мер позволит расширить
использование денежных средств на финансирование экономической деятельности
и разорвать "пуповину", связывающую денежную и бюджетную политику. При этом
предполагается проведение валютной политики обеспечивающей стабильность
обменного курса рубля, который однако, должен поддаваться регулированию и
изменению. При реализации этого курса возможны две стратегии:
- на основе либеральных идей свободного предпринимательства и свободной
конкуренции между различными экономическими агентами;
- на основе стратегии, разработанной с учетом российской специфики.
По моему мнению, первая стратегия чревата усилением риска дальнейшего
развала экономики, в частности из-за создания исскуственных условий
неликвидности, помогающих манипулировать ценами. Именно поэтому следовало
бы отдать предпочтение разработке стратегии постепенного формирования
финансовых рынков с учетом таких особенностей российской экономики, как
огромные размеры территории, отсутствие у населения должной экономической и
финансовой культуры (а у некоторой его части - и моральных устоев),
региональные различия, низкий уровень капитализации и т.д. Общепринятым
элементом программ перехода России к новой тактике экономических
преобразований является необходимость изменения банковской политики.
Для 90-х годов характерны крупные изменения в экономике России,
связанные с началом рыночных преобразований. Переход народного хозяйства к
рынку потребовал адекватной денежно-кредитной инфраструктуры в виде
развитой системы товарно-денежных отношений. Поэтому возникла острая
необходимость в кредитной реформе, направленной на создание свободного
рынка капиталов. Процессу осуществления кредитной реформы предшествовали
формирование и развитие различных коммерческих структур, в основном
кооперативных и коммерческих банков. Они становились в определенной мере
конкурентами специализированных банков, поскольку обладали разнообразием
методов ведения банковского дела, свободой в проведении кредитной и
денежной политики, более быстро реагировали на изменения конъюнктуры и
спроса на те или иные виды и направления деятельности предприятий, не были
связаны централизованно изданными инструкциями по кредитованию. Это
позволяло новым банковским структурам расширять сеть своих учреждений и
масштабы деятельности, увеличивать размеры капиталов и выданных кредитов.
Так, на 1 июня 1989 г. объявленная сумма их уставных фондов составляла 2
млрд. руб., на счета и депозиты было привлечено 1,3 млрд. руб., получено
ими кредитов от других банков в размере 1,1 млрд. руб., выдано кредитов на
сумму 2,5 млрд. руб., в том числе краткосрочных - на 1,7 млрд. руб.,
среднесрочных и долгосрочных - на 0,8 млрд. руб.[1] Вместе с тем прежние
рамки кредитной системы в определенной мере сковывали возможности новых
банковских структур. Централизованный характер ссудного фонда препятствовал
переливу капиталов в отрасли с более выгодными условиями его приложения и
прибыльным размещением кредитных ресурсов. Действующая монополия
специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма,
адекватного потребностям экономики. И только с принятием Законов РФ "О
банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РСФСР (Банке
России)" в конце 1990 г. было положено начало совершенно иной кредитной
системе, отличающейся от прежней как по форме, так и по содержанию. По
форме кредитная система стала двухзвенной: ее верхнее звено-Центральный
банк России в едином комплексе с банками республик, низшее звено - широкая
сеть коммерческих банков, а также специализированных кредитных учреждений
(страховых обществ, кредитных товариществ, ломбардов и т. д.). По
содержанию принципиально изменились функции банков. На Центральный банк
России и центральные банки республик, выступающих верхним звеном кредитной
системы, возложены осуществление эмиссии и организация денежного обращения,
функции кредитора последней инстанции для коммерческих банков, организация
расчетов между ними, обслуживание государственного долга страны, операции
на рынке ценных бумаг, выдача лицензий на совершение банковских операций с
иностранной валютой, а также контроль за деятельностью коммерческих банков.
В обязанности коммерческих банков, являющихся низшим звеном кредитной
системы, входило привлечение и размещение денежных средств во вклады
кредитов, осуществление расчетов по поручениям своих клиентов и банковских
корреспондентов, их кассовое обслуживание, а также других операций. При
этом всем коммерческим банкам была предоставлена возможность свободного
выбора клиентуры, самостоятельного формирования своей процентной и
кредитной политики. Кроме того, они отличаются друг от друга по
принадлежности уставного капитала и способу его формирования, видам
совершаемых операций, территории деятельности, по отраслевой ориентации.
Таким образом, реорганизация кредитной системы привела к разгосударствлению
капитала и отразила своеобразие экономической ситуации в России. В начале
1992 г. Российское правительство приступило к реализации программы
экономических реформ, основными элементами которой на первом этапе стали
переход к свободному ценообразованию и проведение жесткой кредитно-денежной
политики. Рост цен в первом полугодии 1992 г. вызвал резкое увеличение
издержек производства и обращения. Это наряду с усилившимся налоговым
бременем поставило многие предприятия на грань банкротства. Со стороны
предприятий, оказавшихся не в состоянии оплачивать за счет собственных
средств приобретение сырья, материалов и оборудования, возрос совокупный
спрос на кредитные ресурсы. Одновременно участились случаи не возврата
ссуд. Сумма невозвращенных кредитов в России к середине марта 1992 г.
составляла 532 млрд. руб. Указанные обстоятельства обусловили исключительно
высокий уровень рискованности кредитных операций, что привело к резкому
росту процентных ставок и сужению объектов кредитования. Большая часть
коммерческих банков прекратила ссудные операции. Средняя процентная ставка
по кредитам в Московском регионе с января по июнь 1992 г. поднялась с 28 до
84,8%. На кредитных аукционах средняя цена лотов в апреле составляла 93,6%,
к концу полугодия - 102,9% годовых. Рост просроченных и невозвращенных
кредитов вызвал повышение цены на межбанковские ссуды, ставки по которым к
концу 1 квартала 1992 г. составляли от 35,5 до 57%. Несмотря на значительно
возросшую сумму кредитных вложений коммерческих банков в экономику, которая
только за первое полугодие 1992 г. увеличилась с 439 млрд. до 1390 млрд.
руб. или в 3,3 раза, спрос на кредит повсеместно не удовлетворялся (отчасти
из-за высокой цены на кредит, отказа банков в его предоставлении
предприятиям в связи с опасением не возврата и по другим причинам). В
результате на кредитном рынке остались преимущественно торгово-
посреднические структуры, которые могли обеспечить относительно высокую
эффективность использования заемных средств. Начался рост ставок по
депозитным и ссудным операциям у отдельных коммерческих банков, повлекший
за собой общее стремление банков к увеличению ставок за кредиты. Это во
многом было связано с жесткой кредитной политикой Центрального банка
России, которая выражалась в периодическом повышении ставки по
централизованным кредитам, ужесточении условий использования выделяемых
ссудных ресурсов, усилении санкций за дебетовое сальдо по корреспондентским
счетам. Размер процентной ставки по централизованным кредитам повысился с
20 до 80% годовых. В то же время общая сумма кредитов, предоставляемых
Центральным банком России коммерческим банкам, увеличилась в 3,6 раза.[2]
Центральный банк, выделяя кредитные ресурсы коммерческим банкам, требовал
от них направления кредитов на приоритетные цели, связанные с производством
сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров, удовлетворением
первоочередных потребностей экономики. Коммерческие банки выделяли свои
кредиты на очень короткие сроки (от 3 до 6 месяцев) и ориентировались на
скорейшее получение прибыли, что связано с общей социально-экономической
ситуацией в стране и инфляционными процессами. Не случайно поэтому в июне
1992 г. 96,6% общей суммы кредитных вложений коммерческих банков
приходилось на краткосрочные кредиты, в том числе 68% - на
сверхкраткосрочные (до 3 месяцев). Таким образом, наблюдалось снижение
интереса предпринимателей и коммерческих банков к инвестициям
производственного характера. Центральный банк России в конце первого
полугодия 1992 г. предпринял меры, направленные на смягчение своей
политики, и выделил централизованные кредиты в размере 200 млрд. руб.
Однако этих мер оказалось недостаточно, что бы стабилизировать ситуацию в
кредитной сфере. Она еще более усугубилась тем, что отдельные коммерческие
банки оказались не в состоянии приспособиться к быстро меняющейся
обстановке и принять необходимые меры по защите интересов акционеров
(пайщиков), в результате чего многие кредитные учреждения фактически
оказались поставленными на грань банкротства. Реальная возможность
финансового краха некоторых банков была усилена начавшимся отзывом
пайщиками своих вкладов из их уставных фондов в связи с тем, что сами
учредители (в основном из числа промышленных предприятий) были поставлены
перед необходимостью изыскивать средства (в отдельных случаях даже из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29