случае, разработанная в 1997 году концепция реформирования предприятий
должна быть практически реализована. Специалистам предприятий необходимо
постичь науку, а может быть и искусство разработки качественных бизнес-
планов. Без этого получить у банков деньги и тем более на приемлемых
условиях окажется невозможным. Работники банков, в свою очередь, должны
научиться оценивать инвестиционную кредитоспособность предприятий,
запрашивающих кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Это непросто,
но необходимо. Кроме того, банкам следует научиться анализировать бизнес-
планы реализации инвестиционных проектов предприятий, особенно разделы,
посвященные маркетингу, качеству продукции и ее себестоимости. Необходимо
также освоить методики обследования предприятий заемщиков в натуре, чтобы
понять, насколько то, что показано в бизнес-плане, соответствует реалиям, а
это будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия,
но заниматься этим придется обязательно.
Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной
среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения
возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой
среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать
собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно
возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно
обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы.
Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость
повышения качества управления банком. Нет никакого волшебного средства или
метода, позволяющего за счет совершенствования выполнения какой-либо одной
функции управления сразу достичь великолепных результатов. Существенно
повысить качество управления банком можно лишь за счет комплексного
совершенствования выполнения всех функций и всех направлений его
деятельности. Это большая квалифицированная работа, которая, однажды
начавшись не должна прекращаться никогда. Но и в этом комплексном
совершенствовании есть некоторые мероприятия, которые должны осуществляться
банком в первую очередь, поскольку влияют на возможность налаживания всего
остального. Первое, что следует сделать руководителям банка, желающим
проводить реорганизацию – это создать хорошую систему внутреннего контроля
всей деятельности банка. Особое место в этой работе должен занимать
контроль качества исполнения принимаемых решений. Ни одно решение не должно
“забываться”: оно должно быть либо выполнено точно в срок, либо
своевременно скорректировано руководством, либо отменено. Не должен
теряться или оставаться без своевременного исполнения ни один поступающий в
банк документ. Следующим по важности, после налаживания системы внутреннего
контроля, должно стать наведение порядка с регламентацией работы банка.
Выполнение любых процедур и операций должно четко регламентироваться
внутренними стандартами банка, положениями и инструкциями, входящими в
систему внутренней организационно-управленческой документации банка. Без
четко работающей системы документов банк не сможет успешно функционировать
в неспекулятивной среде и внедрять прогрессивные технологии инвестиционного
кредитования.
Таким образом, в России необходимо в широких масштабах внедрять в
экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского
кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие
перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает
условия для эффективного развития российской банковской системы, чтобы
банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и
выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, или необходимо
качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального
сектора. А для этого следует как можно быстрее осуществить внутреннюю
реорганизацию, серьезно повысив качество управления.
Более наглядно проблемы банковской системы и предлагаемые пути их
решения представлены в таблице. (см. табл. 4)
Таблица 4
Проблемы банковской системы Российской Федерации
и пути их решения
|Проблемы банковской |Пути решения |
|системы | |
|Низкий уровень |Проведение активной политики по поддержке и|
|банковского капитала|развитию инфраструктуры финансовых рынков, |
| |бирж, расчетных и клиринговых систем, |
| |депозитариев, сдерживание инфляции. |
|Значительный объем |Более тщательный анализ финансового |
|невозвращенных |состояния заемщиков, создание единой базы |
|кредитов |“ненадежных” кредитополучателей, увеличение|
| |в структуре кредитов лизинговых проектов и |
| |ипотечных ссуд. |
|Зависимость ряда |Введение на федеральном уровне ограничений |
|банков от состояния |для местных органов власти по объемам их |
|государственного и |кредитования коммерческими банками |
|местных бюджетов | |
|Концентрация на |Снижение доходности государственных ценных |
|“спекулятивных” |бумаг до минимально возможного уровня, |
|направлениях |создание благоприятных условий для |
|банковской |привлечения “дешевых” иностранных кредитов,|
|деятельности |обеспечить рентабельность для коммерческих |
| |банков кредитования инвестиционных проектов|
| |в реальном секторе экономики. |
|Низкий |Реализация проектов по установлению |
|профессиональный |допустимых минимальных критериев к |
|уровень руководящего|образовательному уровню руководящего звена |
|звена ряда банков |банков, создание возможности повышения их |
| |квалификации в западных школах бизнеса и |
| |получение практических уроков ведения |
| |банковского дела в крупных банковских |
| |учреждениях. |
|Недостаточная |Улучшение качества и оперативности анализа |
|жесткость надзорных |банковской отчетности, унификация и |
|требований |упрощение процедур составления и |
| |предоставления отчетности |
|Низкая защищенность |Принятие законов о защите частных |
|частных вкладчиков |вкладчиков, повышение требований к |
| |кредитным учреждениям, работающим с |
| |частными вкладами, регулярный жесткий |
| |надзор со стороны центрального банка за |
| |своевременностью и полнотой возврата |
| |депозитов физическим лицам, принятие более |
| |эффективных законопроектов в области |
| |банкротства кредитных организаций. |
Заключение.
Попытки создания банковских учреждений в России были предприняты
одновременно с формированием банковской системы в Англии. Однако
поступательное развитие банковской системы было прервано произошедшей в
1917 году революцией. На этот момент в России действовало 52 акционерных
коммерческих банка. Дальнейшее ее развитие определялось идеологическими и
экономическими концепциями партии большевиков. Одним из решающих элементов
воззрений был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений
при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое
значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано
требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший
учет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента
такого контроля Ленин рассматривал банк – единый, крупнейший из крупнейших,
с отделениями в каждой волости, полагая, что такой банк означает
общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и
распределения продуктов. Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в
государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы
кредитования и расчетов, а длительное господство командно-административной
системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с
развитой рыночной экономикой. После длительных дискуссий в 1987 году было
решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем
которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и
самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской
системы. Однако довольно быстро стало ясно, что механизм управления
системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей
ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности
самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. В
итоге получился “аппаратный” вариант перестройки банковской системы.
Реорганизация, проведенная, казалось бы с целью ликвидации монопольного
положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений , привела на
смену одним монополистам других. Только с пришедшим пониманием
необходимости господства в экономике интересов частных лиц и корпораций, в
банковской системе России наметились, наконец, тенденции к действительному
становлению и укреплению кредитных учреждений, способных быть опорой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29