причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.
6. Учетные дома, выполняющие краткосрочные операции на денежном рынке.
После многочисленных слияний в конце 80-х годов в Великобритании
сформировалось девять учетных домов.
Необходимо отметить следующие качественные особенности английской
банковской системы. ВО-ПЕРВЫХ, Банк Англии кредитует коммерческие банки не
прямо, а через посредников — учетные или дисконтные дома (биллброкеры), а
его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных
ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых и промышленных. ВО-
ВТОРЫХ, в Великобритании, в отличие от континентальных систем, коммерческие
и инвестиционные банки разделены (многие инвестиционные банки образовались
из "торговых банков"). Впрочем, такое разделение отнюдь не относится к
числу достоинств английской системы. В-ТРЕТЬИХ, в Англии деньги в уставный
капитал вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка.
Несомненный интерес представляет развитие правового регламентирования
банковского дела в Великобритании. До принятия Банковского акта 1979 г. в
законодательных документах отсутствовало официальное определение термина
"банк". В общем плане согласно существовавшему подходу под банком
понималась организация, которая принимала вклады от организаций и граждан,
предлагала чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними
денежных расчетов, обеспечивала некоторые другие финансовые услуги своим
клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами.
Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех
базисных элементов в своей деятельности, была вправе претендовать на
отношение к себе как к банку. В 1979 г. с принятием нового закона о банках
особое внимание было уделено определению термина "банк". Британское
законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под
банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка
Банком Англии. Закон предусматривал и исключение, когда организация могла
получить статус банка даже если она не отвечала всем вышеперечисленным
требованиям. Речь идет о так называемых дисконтных (учетных) домах, которые
представляют собой уникальное явление и характерны только для банковской
системы Англии. Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию
организаций, которые могли считаться банковскими учреждениями с
ограниченными функциями. Речь шла о так называемых лицензированных
организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить
статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в
качестве ЛОПД. Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка
различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у
многочисленных уже действующих банков. Новый Банковский акт 1987 г. не
отменил полностью все положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил
некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы
Великобритании является Банк Англии — центральный банк страны, созданный
еще в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью.
В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка. С
принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус
центрального банка. С законодательной точки зрения единственным банком с
правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом
страны соответствующего решения. В 1946 г. лейбористское правительство
осуществило национализацию Банка Англии путем выкупа акций в обмен на 3-
процентные облигации государственного займа по соотношению 1:4. Принятый в
том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом
давать рекомендации коммерческим банкам и директивы, согласованные с
министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от
коммерческих банковских учреждений предоставления необходимой информации с
целью проверки их деятельности. Хотя формально Банк Англии принадлежит
правительству, сам он функционирует на коммерческой основе. Второй уровень
банковской системы страны составляют клиринговые банки. Особенность
клиринговых банков заключается в том, что все они активно работают в
системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через
Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между
обычными банками и другими финансовыми организациями могут осуществляться
только через клиринговые банки. Неординарное положение занимает
Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861
г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу
НСБ является подразделением министерства национальных сбережений. Особый
банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков —
Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка (НЖ). НЖ —
квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только
государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с
населением. Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых
банков, так называемых торговых банков (которые больше занимаются
посредничеством, консультированием и предоставлением рекомендаций по тем
или иным финансовым вопросам), дисконтных домов (имеющих привилегию
обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работающих с
привлеченными средствами коммерческих банков), а также организаций типа
ЛОПД (их называют фринджбанками) делают британскую банковскую систему во
многом уникальной и неповторимой.
Далее обратим наше внимание на Швейцарию. Как известно, Швейцария —
страна банков. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одна банковская
структура. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных
иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500
банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три
основные категории. К первой относятся три крупнейших банка: Union bank of
Switzerland, Swiss bank corporation и Swiss credit bank. Кантональные,
местные и сберегательные банки, относящиеся ко второй категории, в основном
работают с местными вкладчиками в своих регионах, специализируясь на
кредитовании и обычных банковских расчетах. Третья категория — так
называемые частные банки. Основной вид их деятельности — управление
инвестиционными портфелями. В кредитную систему Швейцарии органично входит
большое количество финансовых компаний. Они делятся на:
• компании, которые публично рекламируют себя для приема депозитов и
которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского
законодательства;
• компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские
операции. Такие компании подпадают под регулирование лишь части статей
упомянутого законодательства.
Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий
контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль за
банками имеет З-ступенчатую структуру и осуществляется Федеральной
банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской
ассоциацией. Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в
соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных
банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение закона — защита интересов
клиента. Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией
только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона.
Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона,
выданная лицензия может быть немедленно отозвана. В настоящее время
величина минимального оплаченного уставного капитала банка должна
составлять 2 млн. швейцарских франков, однако на практике для получения
лицензии требуется сумма в 20 млн. После второй мировой войны в Швейцарии
не было ни одного случая банкротства банка Еще одна черта, определяющая
высокий рейтинг швейцарских банков, — банковская секретность. Тайна вкладов
защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права.
Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии,
а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на
срок до 6 месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская
информация может быть открыта правительственным органам только в том
случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовном
преступлению. Уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не
считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не попадает
по швейцарском уголовному праву в разряд преступлений.
Банковский комитет - это независимый орган, не подчиняющийся ни
правительству, ни Национальному банку. Комитет осуществляет контроль за
соблюдением банками Закона о банковской деятельности, свода правил и
установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет
в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые
находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету
предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты
высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают
большое значение. Решения комитета фактически являются обязательными.
После выхода Японии из второй мировой войны и начала перехода к
современному рынку банковская система страны несколько раз менялась,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29