Рефераты. Алгоритмический язык Паскаль

При выполнении процедуры READ работа программы приостанавливается, ЭВМ ждет ввода информации. Пользователь должен с клавиатуры ввести значения переменных, указанных в списке, отделяя их одним пробелом. Ввод завершается нажатием клавиши ENTER. Можно нажимать клавишу ввода и после набора каждого элемента ввода. В этом случае каждое нажатие клавиши ENTER осуществляет присваивание очередной переменной списка ввода ее значения, набранного с клавиатуры. По завершению ввода программа возобновляет свою работу.

Для лучшего понимания работы данной процедуры и ее умелого использования при задании значений нескольких переменных необходимо знать, что при вводе значений с клавиатуры они сначала идут в буфер клавиатуры, а потом считываются в переменные. При считывании буфер очищается по принципу очереди (первым зашел - первым вышел). Это означает, что при вводе сразу нескольких констант и последующем нажатии клавиши ENTER из буфера клавиатуры будет считано столько констант, сколько переменных в операторе READ, а остальные останутся в буфере. При следующем операторе READ остановки работы ЭВМ не будет, и его переменные получат свои значения из буфера (если только в нем достаточно констант для всех переменных).

Например, пусть имеется фрагмент программы, включающий в себя два оператора READ:

READ (A,B,C);

READ (D,E);

и пусть по первому оператору на клавиатуре набраны 5 констант. Тогда при работе второго READ останова работы программы не будет, и переменные C и D получат значения последних двух ранее введенных констант. Если же ввести 4 константы, то второй оператор READ затребует еще одну константу с клавиатуры.

Вызов процедуры READLN имеет тот же синтаксис, что и оператор READ, однако ее работа отличается от работы первой процедуры. При однократном вводе констант отличий нет, а при одноразовом вводе нескольких констант происходит очистка буфера клавиатуры. Так, если в нашем примере заменить первый READ на READLN, и тоже ввести сразу 5 констант, то второй оператор READ произведет остановку работы программы и затребует повторного ввода последних двух значений для переменных D и E. Заметим также, что оператор READN используется преимущественно при вводе текстовых констант.

Эти процедуры служат для вывода на экран констант (как числовых, так и текстовых), значений переменных и выражений. Они вызываются с помощью одноименных операторов процедур.

НАПРИМЕР: WRITE ('программа', X, Y-Z*3).

По этому оператору на экране будет напечатано в одной строке слово "программа" и далее без пробелов значения переменной X и выражения Y-Z*3. Чтобы отделить элементы вывода друг от друга, используется прием форматирования вывода. Так, WRITE(А:20) показывает, что значение переменной А занимает 20 позиций на экране. Если в А входит менее 20 символов, то они сдвигаются вправо, а слева строка заполняется пробелами.

Двойное форматирование используется только для вывода вещественных констант. Например, WRITE(C:17:7) означает, что для вывода C отведено всего 17 позиций, из них 7 позиций предназначены на представление дробной части. Если формат не указан, то вещественные константы выводятся на экран в экспоненциальной форме.

Работа оператора WRITE отличается от работы оператора WRITELN тем, что по завершению вывода у WRITE курсор остается в конце списка вывода, а у WRITELN он переходит на следующую строку. Часто используют оператор WRITELN без списка вывода для печати пустой строки.

Проиллюстрируем работу всех операторов на следующем примере:

program AVERAGE;

var FIRST, SECOND, TROIS, SUM: integer;

begin

writeln(' Введите 3 числа ');

readln(FIRST,SECOND,TROIS);

SUM:= FIRST + SECOND + TROIS;

writeln(' Среднее значение ',FIRST:4,',',SECOND:4,',');

write(TROIS:4,' равно ';(SUM div 3):3)

end.

На экране будет напечатано:

Ввести 3 числа

2 12 9

среднее значение 3, 12, 9

равно 8

ПРИМЕЧАНИЕ. Мы рассмотрели только два вида операторов процедур READ и WRITE. Более подробно об операторах процедур речь пойдет в разделе "Процедуры".

3.3 Оператор перехода GOTO

GOTO - это оператор безусловного перехода на оператор или процедуру с указанной меткой. Все метки должны быть описаны в объявлении в разделе LABEL.

При использовании оператора перехода необходимо соблюдать следующие правила:

1. Недопустимо метить одной меткой несколько операторов или процедур.

2. Метка, которая указывается в операторе перехода, должна находиться в том же блоке, что и сам оператор перехода. Другими словами, недопустим выход из блока или вход внутрь него.

3. Недопустим вход внутрь структурного оператора.

label 12;

12: write('Введите значение N > 0 '); readln(N);

iF N <= 0 then goto 12;

Не рекомендуется часто применять оператор GOTO, т.к. это ведет к нарушению структурности программы. Наиболее распространенным случаем использования оператора GOTO является обработка ошибки неправильного ввода данных с клавиатуры, как это показано в рассмотренном примере.

4. СТРУКТУРНЫЕ ОПЕРАТОРЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТВЛЕНИЙ И ЦИКЛОВ

Структурные операторы строятся из других операторов по определенным правилам. Операторы, входящие в структурный оператор, выполняются последовательно в составных операторах и операторах над записями, альтернативно в условных операторах, многократно в операторах цикла.

4.1 Составной и пустой операторы

При формировании структурных операторов существуют некоторые ограничения на число входящих в него операторов. В частности, в операторе выбора IF (в школьном алгоритмическом языке команда "если"), после служебного слова THEN (аналог - "то") может стоять только один оператор. Поэтому в Паскале возникла необходимость группирования операторов в единое целое - в один составной оператор.

Любая группа операторов, размещенных между словами BEGIN и END (иначе, операторные скобки), рассматривается как один - составной оператор. При выполнении составного оператора все его компоненты (операторы) выполняются в порядке их написания (линейно).

Составные операторы обрабатываются как единое целое, как один оператор, что имеет значение там, где синтаксис языка допускает использование одного оператора. Это имеет место практически во всех структурных операторах. Примеры использования составных операторов будут рассмотрены в соответствующих разделах данного пособия.

Наряду с понятием "составной оператор" в языке существует специфическое понятие - "пустой оператор". Пустой оператор - это оператор, который не предусматривает выполнения никаких действий.

Однако практика показывает, что иногда полезно иметь такое средство, например, при выполнении искусственной задержки выполнения программы:

FOR I:=1 TO 10000 DO;

При выполнении данного цикла машина переменной I последовательно присвоит значения от 1 до 10000. В теле цикла нет операторов, значит, кроме счета ничего не будет выполнено, однако время на это затрачивается, и, следовательно, некоторое время программа "висит" на данном операторе.

Существуют и другие примеры использования пустого оператора, когда по синтаксису оператор формально необходим, но никаких действий внутри него не производится.

4.2 Организация ветвлений. Операторы выбора

Оператор IF можно представить в виде следующей синтаксической диаграммы:

Конструкция "Условие" есть логическое выражение, которое принимает два значения типа BOOLEAN: TRUE, FALSE (истинно или ложно).

Само выражение (логическое) складывается из операций сравнения >, >=, <, <=, =, <>. Результат сравнения может быть TRUE или FALSE.

Логические выражения могут формироваться также и с помощью трех логических операций: NOT, AND, OR. Приоритеты операций:

Высший: ()

NOT *, /, DIV, MOD

AND

OR +, -

Низший: >, =, <, >=, <>, <=

В качестве условия может быть использована и логическая переменная.

Например:

I and J or K ---> (I and J) or K;

not X and Y ---> (not X) and Y,

где I, J, K, X, Y переменные типа BOOLEAN;

(A<B) or (B=0), где A,B - переменные простого типа.

В операторе IF всегда за словами THEN и ELSE должен следовать один оператор. Если хотя бы один из них является оператором IF, то полученную конструкцию называют вложением.

ПРИМЕР:

IF <условие1> THEN

<ветвь 1>

ELSE

IF <условие2> THEN

<ветвь 2>

ELSE

<ветвь 3>

Такое вложение используется для уменьшения числа необходимых проверок. Этот метод часто обеспечивает большую эффективность, чем составное условие, однако одновременно он уменьшает надежность программы. Не рекомендуется использовать более двух-трех уровней вложения IF. Вложения могут идти и после слова THEN. Ниже следуют два способа вложения конструкции IF в конструкцию IF:

1 способ

2 способ

IF c1 THEN

IF c1 THEN

s1

IF c2 THEN

ELSE IF c2 THEN

IF c3 THEN

s2

ELSE s2

ELSE IF c3 THEN

ELSE s3

ELSE s4

ELSE s4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.