Здесь имеем значения L=1; I=1; J=7; R=7. Цикл WHILE X > M[I] при Х = 2 дает сразу же отказ и значение I остается старым, т.е. I = 1. Цикл WHILE X < M[J] при Х = 2 дает J = 6. Сравнение IF I <= J дает 1 <= 6, т.е. истина, отсюда идет обмен между I-м и J-м элементами - первый элемент 6 меняется местом с шестым элементом 1:
1
2
3
4
7
6
5
и индекс I (J) увеличивается (уменьшается):
I:=I+1, т.е. I = 2;
J:=J-1, т.е. J = 5.
Сравнение I > J, т.е. 2 > 5, является ложным, поэтому идет возврат наверх. Циклы WHILE доводят значения переменной I до 2, а значение J становится равным 4. Так как I=2 <= J=4, то идет обмен между 2-м и 4-м элементами:
и индексы получают значения: I = 3, J = 3.
При таких значениях индексов имеем M[I]=M[J]=3, что в результате работы циклов WHILE дает I=3 и J=2. Сравнение I<=J будет ложным, поэтому обмена элементов нет, кроме того, становится истинным условие проверки окончания работы цикла REPEATE (I>J) и происходит переход на рекурсивное обращение к самой процедуре.
Из двух условий истинным является первое (сравнение L < J дает 1< 2), поэтому идет обращение к процедуре при параметрах L=1 и R=2. Однако для этих праметров упорядочивание уже произошло. Затем формируется отрезок [3,7], где происходит обмен между 5-м и 7-м элементами:
В результате этой работы массив уже упорядочен, однако затем формируются отрезки [3,6] и [5,6], при которых никаких обменов не происходит, но параметры I, J получают значения: I=6, J=4. Ни одно из сравнений L<J (5<4) и R>I (6>6) не является истинным, поэтому рекурсия завершается и процедура заканчивает свою работу.
ЗАМЕЧАНИЕ. Данная процедура очень медленно обрабатывает уже упорядоченный массив.
Наиболее простыми динамическими структурами данных являются линейные списки. Мы уже познакомились ранее с примером такого списка: цепочка. Существуют цепочки с нулевым звеном и без него. Характерной особенностью цепочки является то, что при ее формировании очередной элемент всегда записывается в конце, а добавление и исключение элементов производится в любом ее месте. Однако это не всегда удобно для работы, поэтому цепочки организуют специальным образом, в результате чего образуются структуры специального вида: очереди, стеки, деки.
Итак, рассмотрим теперь более подробно эти виды динамических структур.
Очередь - это линейный список, в котором все включения производятся на одном конце списка, а все исключения (и обычно всякий доступ) - на другом. Очередь иногда называют циклической памятью или списком типа FIFO (от первых букв английской фразы "First Input First Output"): первым включается - первым исключается.
При работе с очередью мы говорим о ее начале и конце - объекты вставляются в конце очереди и удаляются в начале:
ИСКЛЮЧИТЬ
ВКЛЮЧИТЬ
*
НАЧАЛО
ВТОРОЙ
ТРЕТИЙ
КОНЕЦ
Для характеристики работы с очередью необходимо рассмотреть процедуры ее формирования, добавления, исключения элементов.
Условимся в дальнейшем, что будем составлять линейные списки, элементами которых будут числа типа INTEGER. Очевидно, что для организации этих данных необходимо задать описание:
type SS = ^ZVENO;
ZVENO = record
elem: integer;
next: SS;
end.
Рассмотрим сначала алгоритм формирования очереди. Для этого введем три указателя - на начало очереди, на ее конец и текущий указатель:
VAR L: SS; {начало очереди}
R: SS; {конец очереди}
K: SS; {рабочий указатель}
el1,el2: integer;{рабочие элементы}
Алгоритм формирования очереди представлен на следующей схеме:
ОПЕРАТОРЫ
ПОЯСНЕНИЕ
new(K);
el:=random(10);
K
el
nil
K^.next:=nil;
K^.elem:=el;
L:=K;
L
R:=K;
R
while el<>0
do begin
R^.next:=K;
el:=random(10); end;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39