709. Иммунитет военных кораблей в открытом море. Их право на осмотр в открытом море иностранных суден, которые не пользуются иммунитетом, и условия реализации такого права. Порядок такого осмотра. Право преследования по горячим следам и условия его использования.
Важнейшим и определяющим в этом плане является наделение военного корабля полным иммунитетом. Являясь не только собственностью государства, но и составной частью его вооруженных сил, военный корабль пользуется полным иммунитетом на основе давно установившегося обычая, закрепленного в договорном праве. Иммунитет военного корабля основывается на общепризнанном принципе международного права — признании и уважении суверенности государств. Нарушение иммунитета военного корабля влечет за собой ответственность за несоблюдение норм международного права.
Иммунитет (как изъятие из-под действия отдельных общих законов) применительно к военному кораблю можно определить как совокупность прав и привилегий, включающих полную независимость военного корабля от юрисдикции любого иностранного государства.
Иммунитет военных кораблей закреплен в Конвенции 1982 г., ст. 95 которой гласит: «Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага». Данное положение кратко и емко определяет правовой статус военного корабля при его нахождении в водах открытого моря и является доминирующим в правовой регламентации военного мореплавания в водах Мирового океана. Остановимся более подробно на юридическом содержании понятия «иммунитет военного корабля».
Иммунитет военного корабля — особое явление в международном морском праве. В содержание иммунитета военного корабля входят три взаимосвязанных между собой элемента (иногда их называют свободы и привилегии).
1. Иммунитет от юрисдикции любых властей, кроме государства флага корабля. Это означает, что на военный корабль, находящийся в открытом море, не распространяется действие иностранных законов и только государство-собственник военного корабля имеет над ним полную власть.
При нахождении военного корабля в иностранных национальных водах на него не может быть распространена уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства.
Военные корабли также освобождены от судебного преследования, ареста или каких-либо имущественных требований. Однако это освобождение военного корабля в силу его иммунитета не дает ему права совершать какие-либо неправомерные действия.
2. Иммунитет от иностранного принуждения означает, что по отношению к военному кораблю, где бы он не находился, не могут быть применены иностранными властями никакие принудительные меры и насильственные действия, сопряженные с ограничением правомерной деятельности военного корабля. Если же подобные действия происходят, они могут быть квалифицированы как акты агрессии.
3. Льготы, привилегии и преимущества военного корабля выражаются в оказании ему особых почестей, в освобождении от санитарного и таможенного осмотров, от различных видов сборов и налогов, а также в наделении военных кораблей особыми правами, которые в дальнейшем будут рассмотрены подробнее.
Государство, наделяя военные корабли иммунитетом, тем самым передает им часть своих прав и обязанностей и поэтому иммунитет военного корабля рассматривается как часть иммунитета государства флага корабля. В силу этого, каждый военный корабль, будь-то авианосец или торпедный катер, является особым государственным органом, уполномоченным действовать от имени своего государства1! Эти функции особенно ощущаются, когда военный корабль выходит за пределы своих национальных вод и попадает в сферу действия международного морского права и международных отношений.
Для более полного представления о юридическом содержании иммунитета военного корабля и его возможностях, необходимо подробнее ознакомиться с правами и обязанностями военного корабля, которые обусловлены наличием иммунитета.
Относительно военных кораблей в открытом море в мирное время, как уже отмечалось, не могут быть предприняты никакие принудительные меры. Никакие органы власти иностранного государства (корабли, самолеты и т. п.) не вправе отдавать находящемуся в открытом море военному кораблю другого государства какие бы то ни было приказания пли распоряжения, например, относительно изменения курса за исключением случаев предупреждения об опасности курса, предъявления национального флага, запроса о маршруте следования, пункте назначения и т. д.
Военные корабли одного государства не имеют права заниматься опознаванием военных кораблей других государств, плавающих в водах открытого моря.
Принимая во внимание, что общепринятые нормы международного морского права провозглашают свободу судоходства в открытом море, ни одно государство не имеет права ограничить эту свободу и произвольно диктовать военным кораблям какие-либо маршруты или действия.
Военные корабли, принадлежащие различным государствам и находящиеся в открытом море, независимо от их различия по размерам, тоннажу, типам и классам, в правовом положении равны между собой и относительно друг друга никакой власти не имеют (равный над равным власти не имеет). Они подчинены только законам своего государства, поэтому всякие насильственные действия военного корабля (отряда кораблей) одного государства по отношению к военному кораблю другого государства должны квалифицироваться как акты агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В случае совершения неправомерных действий военным кораблем какого-либо государства, военный корабль другого государства вправе заявить командиру корабля, совершившего неправомерные действия, о недопустимости подобного и доложить об этом по команде.
738. Правовой статус воздушного пространства.
В соответствии с нормами международного и внутригосударственного права суверенитет государств распространяется на воздушное пространство в пределах их сухопутной и водной территории, т.е. по своей юридической природе это пространство — часть государственной территории. Конвенционной же нормы о верхней границе воздушной территории государства не существует. Нет такой нормы и в украинском законодательстве. Имеется международный обычай о том, что эта граница не должна превышать 100 — 110 км над уровнем моря.
На основе принципа полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством каждое государство определяет порядок допуска иностранных воздушных судов на свою территорию. Как уже отмечалось, существует разрешительная система полетов над государственной территорией. Государства сами устанавливают правила влета на свою территорию или вылета с нее иностранных воздушных судов. Отсюда следует, что экипажи воздушных судов, осуществляющие международные полеты, должны знать национальное воздушное законодательство не только своего государства, но и государств, над которыми они пролетают. В рамках ИКАО была
проведена большая работа по унификации аэронавигационных
правил, которые сформулированы в приложениях к Чикагской конвенции 1944 г. Правила о воздушных передвижениях должны применяться к судам всех государств на недискриминационной основе (ст. 11 Чикагской конвенции 1944 г.).
В соответствии со ст. 29 данной Конвенции каждое воздушное судно, осуществляющее международные полеты, должно иметь на борту такие документы, как свидетельство о регистрации, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и др. При нахождении в воздушном пространстве иностранного государства воздушному судну разрешается иметь радиопередающую аппаратуру, которая может использоваться только членами летного состава экипажа, обладающими специальным на то разрешением, выданным компетентными властями государства регистрации судна (ст. 30 Чикагской конвенции 1944 г.).
Иностранные воздушные суда, находящиеся в пределах определенного государства, подчиняются его юрисдикции, и на них распространяется таможенный, иммиграционный, санитарный контроль данного государства.
Каждое государство обязано принимать необходимые меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории. При происшествии с иностранным воздушным судном, повлекшем смертные случаи или серьезные телесные повреждения либо указывающем на серьезный технический дефект воздушного судна, государство, на территории которого произошло происшествие, должно расследовать обстоятельства происшествия (ст.ст. 25, 26 Чикагской конвенции 1944 г.).
В период холодной войны (1955 г.) президент США Д. Эйзенхауэр выдвинул концепцию «открытого неба», в соответствии с которой необходимо, было заключить международное соглашение о создании режима «открытого неба». Суть этого режима сводилась к тому, что невооруженные самолеты государства, участвующего в соглашении, получат возможность совершать полеты над территорией других государств-участников на основе принципа взаимности и равноправия для наблюдения за их военной деятельностью. Цель режима — укрепление доверия между государствами, содействие процессу ограничения вооружений и разоружения и осуществление контроля в этой сфере. План американского президента получил широкую поддержку западных государств, но был отклонен советским руководством, по мнению которого режим «открытого неба» был направлен на достижение односторонних преимуществ для США и их союзников.
Идея «открытого неба» получила договорное подтверждение лишь спустя более 30 лет. 24 марта 1992 г. в Хельсинки 24 государства, включая всех членов НАТО и бывших участников ОВД, подписали Договор по открытому небу. В Договоре нашли отражение современные тенденции развития международных отношений. Так, режим "открытого неба» распространяется на новые сферы взаимодействия государств, в частности на обеспечение экологической безопасности (преамбула). Депозитарием Договора по открытому небу были определены правительства Венгрии и Канады. В настоящее время Договор находится в силе. Украина подписала данный Договор, но пока не ратифицировала его.
796. Организация объединенных наций. История создания и правовая природа ООН. Статут ООН. Членство в ООН. Система органов ООН.
Создание Организации Объединенных Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.
Лига Наций, созданная после Первой мировой войны, хотя и провозгласила своими официальными целями поддержание мира и разоружение, не стала эффективным инструментом в их осуществлении. Ее Статут не только не запретил агрессивную войну, но и не подверг ее безусловному осуждению. Военные санкции против государства, развязавшего войну в нарушение положений Статута, не носили обязательного характера для членов Лиги. Установленная Статутом мандатная система закрепляла колониализм. Лига Наций не смогла стать эффективным препятствием на пути развязывания Второй мировой войны. Она фактически прекратила свою деятельность в 1939 году. Формально Лига Наций была распущена в 1946 году, после создания Организации Объединенных Наций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6