Рефераты. Международное право

Режим законности — непременный элемент демократии, ибо без законности демократия может перерасти в охлократию — власть толпы. Без законности как режима общественно-поли­тической жизни общество может быть ввергнуто в анархию и хаос, когда личность становится уязвимой для бесконтрольных действий со стороны государственной власти, незащищенной от ее произвола.


357. Функции международного правопорядка.


Для міжнародного правопорядку характерні три го­ловні функції: 1) збереження та вдосконалення правопо­рядку (через управління системою правопорядку; його за­хист від гнітючого впливу негативних чинників; зміцнен­ня цілісності та організованості системи, впорядкування координаційних взаємозв'язків, елементів, властивостей, відносин, підтримку властивостей стабільності, стійкості, впорядкованості, законності); 2) взаємодія із зовнішнім середовищем, іншими соціальними системами (через при­стосування до зовнішнього середовища, служіння право­вою основою для політичних систем, які взаємодіють у міжнародних відносинах, підтримання і захист тих із них, які відповідають системі міжнародного правопорядку; внесення впорядкованості в систему міжнародної демок­ратії, в структуру та функціонування важливих сфер су­часної системи міжнародних відносин, внесення впоряд­кованості у важливі внутрішні зв'язки міжурядових орга­нізацій); 3) відокремлення якісної визначеності міжна­родного правопорядку (через упорядкування наявної структури, координацію взаємодії компонентів правопо­рядку; впорядкування правових властивостей і стану кож­ного суб'єкта міжнародного права, програми його пове­дінки та функціонування; впорядкування правових відносин, процесів, зв язків у часі та просторі; досягнення внут­рішньо узгодженої системи міжнародного правопорядку).


388. Структура договора: наименование, преамбула, материальные положения, заключительные положения, подписи, дополнения.


Под структурой договора понимается его деление на состав­ные части. Конкретный договор в силу специфики его объекта и целей, процедуры принятия может иметь и специфическую структуру. Однако большинство международных договоров со­стоят из следуюobструктурных элементов: преамбулы, основ­ной части и заключительной части. В ряде современных между­народных договоров, например в области сокращения вооруже­ний или научно-технического сотрудничества, имеется также дополнительная часть — приложения. Все части международно­го договора являются юридически обязательными и подлежат добросовестному выполнению.

Преамбула является вступительной частью договора, в кото­рой стороны излагают цель договора и принципы ее дости­жения.

Основная (центральная) часть содержит взаимные права и обязанности сторон, т.е. правила поведения, которыми они должны руководствоваться при выполнении договора.

Заключительная часть включает в себя положения о порядке вступления договора в силу, его действии и прекращении.

В приложениях обычно содержатся какие-то технические сведения, например о сокращаемых вооружениях и описание процедур, связанных с выполнением договора, преимуществен­но технического характера, в частности технологии ликвидации ракет или порядок проведения инспекций на местах и т.п.


417. Обеспечение выполнения договоров.


Обеспечение выполнения международных договоров осуществля­ется самими субъектами международного права. Выполнение дого­воров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных органи­заций и т.д.

Международные гарантии. Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств при­нять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участ­ников выполнить заключенный договор. Так, в 1925 году Германия, Бельгия, Франция, Великобритания и Италия заключили Локарнский договор о взаимной гарантии, в котором было указано, что его участ­ники гарантируют индивидуально и коллективно сохранение терри­ториального status quo и нерушимость границ между Германией и Бельгией и Германией и Францией.

Международный контроль может осуществляться в разнообраз­ных формах. Например, такой контроль осуществляется специаль­ными комитетами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года создан Комитет по правам человека, осуществляющий контроль за соблюдением го­сударствами-участниками прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Пакте. Такие комитеты созданы в соответствии и с другими договорами в области прав человека (Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.).

Международные организации играют значительную роль в обеспе­чении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уста­вам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

Могут создаваться специальные организации для обеспечения соблюдения и исполнения положений договора. Например, Кон­венцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года предусматривается создание организации для осуществления меж­дународной проверки соблюдения конвенционных положений ее участниками.

Обеспечению выполнения договоров содействует также сущест­вование института международной ответственности за правонару­шения.

Внутригосударственные меры. Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники.


446. Договірно-правове управління Міністерства закордонних справ України: структура, функції і характер роботи.


Договірно-правове управління (ДПУ) є одним з найбільших у Міністерстві закордонних справ, воно відповідає за надзви­чайно важливий аспект зовнішньополітичної діяльно­сті — юридичний. З огляду на специфіку роботи дипло­матичних служб (згадаймо, що в епоху «традиційної дипломатії» вони практично повністю формувалися з-поміж юристів), це управління консультує інші дер­жавні установи з питань міжнародно-правового харак­теру. Воно курирує розвиток договірно-правової бази двосторонніх відносин України з іншими державами, готує тексти міжнародних договорів, тримає під конт­ролем питання державних кордонів і т. д.


533. Структура и персонал консульских представительств.


Как предусмотрено Конвенцией 1963 года, этот персонал делится на три категории: 1) консульские должностные, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; 2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу, и 3) обслуживающий персонал.


593. Личные привелегии и иммунитеты персонала торгового представительства.


Торговые представи­тельства, будучи составной частью дипломатических пред­ставительств, пользуются их преимуществами.

Привилегии и иммунитеты торговых представительств фиксируются в соглашениях между аккредитующим государством и иностранны­ми государствами о правовом статусе торгпредства. В них, как правило, указывается, что торговое представительство является частью дипломатического представительства в данном государстве. В соответствии с этим:

а) помещения торгпредства неприкосновенны, как и помещения дипломатического представительства;

б) торгпредство имеет право пользоваться шифром;

в) оно не подлежит обложению налогами и сборами;

г) торгпредство пользуется судебным иммунитетом, за исключением случаев, когда аккредитующая сторона согласится на подчинение торгпредства местной юрисдикции по опре­деленным спорам;

д) торгпред и два его заместителя пользуются всеми дипломатическими привилегиями и иммунитетами;

е) все остальные сотрудники торгпредства пользуются привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются, согласно Венской конвенции 1961 года, соответственно ад­министративно-техническому и обслуживающему персона­лу дипломатических представительств.


620. Основания для изменения государственных границ согласно современному международному праву.


Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной терри­тории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на ос­новании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.

Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.


649. Правовой режим пространства, который находится за границами национальной юрисдикции – Антарктика.


15 октября 1959 г. в Вашингтоне открылась Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие представи­тели 12 государств: Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобри­тании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза, Японии. 1 декабря 1959 г. Конферен­ция приняла Договор об Антарктике, который определяет ее между­народно-правовой режим и в настоящее время.

Договор рб Антарктике 1959 года территориальные претензии на антарктические районы не ликвидировал, а лишь «заморозил».

В этом отношении ст. IV Договора об Антарктике устанавливает, что ни одно из положений Договора не должно, с одной стороны, толковаться как «отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике», но, с другой, — как «отказ от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокра­щение этой основы, которую оно может иметь в результате ее дея­тельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам» (п. 1 «Ь»), Одновременно ничто в Договоре не должно толковаться как «наносящее ущерб позиции любой из Договарива­ющихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике» (п. 1 «с» ст. IV). Созданию стабильности в территориальных вопросах Антарктики особенно способствует п. 2 ст. IV Договора, согласно которой «ни­какие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления под­держания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существу­ющей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе» (ст. IV, п. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.