Рефераты. Формы и методы налогового контроля

В случае возникновения обоснованных подозрений в уклонении от уплаты налога или сокрытии части дохода проводится проверочное расследование обстоятельств нарушения налогового законодательства. При установлении фактов, указывающих на признаки налогового преступления, проводится уголовно-процессуальное расследование дела следователем налогового управления с разрешения суда. Налоговые следователи работают в каждом налоговом управлении и в своей деятельности подконтрольны и подотчетны руководителям налоговых органов. Прокурор не наделен правом процессуального контроля деятельности налоговых следователей. Наряду с довольно жесткой системой налогового контроля, законодательством Японии созданы эффективные механизмы защиты законных интересов налогоплательщиков. Установлены две формы обжалования решений и действий налоговых органов: служебный и судебный.

Первичное обращение налогоплательщика с жалобой в налоговый орган в порядке служебной защиты своих прав называется требованием для пересмотра. Срок подачи такого требования - два месяца после принятия первичного решения по делу. Проверку законности и обоснованности оспариваемого решения (действия) обязано проводить должностное лицо, не участвующее в принятии первичного решения по делу, либо штатный проверяющий (есть такая должность в крупных управлениях). Если налогоплательщика не удовлетворяет решение, принятое по его требованию для пересмотра, он вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд с требованием расследования, которое может быть подано в вышестоящий налоговый орган в течение месяца после получения решения по его требованию для пересмотра или в Национальный налоговый суд в течение двух месяцев, считая с этой же даты. Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового суда в обычном гражданском суде.


Организация налогового контроля в Великобритании


В связи с повсеместным распространением компьютерной техники в последние годы Министерство финансов Великобритании получило возможность использовать специальные права в области налогового контроля. Служащие управления таможенных пошлин и акцизов имеют доступ к компьютерам, используемым клиентами, возможность работы на этих компьютерах с целью проверки информации и право использовать помощь сотрудников проверяемой фирмы.

Налог на добавленную стоимость в Великобритании входит в компетенцию управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов. Предприниматель должен ежеквартально заполнять налоговую декларацию и переводить налог в управление или получать возмещение переплаченных сумм. В конце соответствующего квартала налоговая служба рассылает формы налоговых деклараций для заполнения, которые должны вернуться в соответствующее управление в 30-дневный срок после окончания квартала. Если возникает налоговое обязательство, оно должно быть погашено одновременно.

Управление таможенных пошлин и акцизов допускает также заполнение деклараций раз в год. В частности, такое предусмотрено для предприятий мелкого бизнеса, ограниченных в персонале, для которых заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность.

Предусматривается также месячное заполнение налоговых деклараций. Это удобно в том случае, если зарегистрированное лицо вынуждено часто обращаться в управление за возмещением уплаченного налога. Как правило, это происходит при постоянных экспортных операциях.

Если же в каком-либо из кварталов вычитаемая сумма значительна и превосходит налог, подлежащий переводу, управление выплачивает эту разницу в 10-дневный срок после получения декларации.

Поскольку налогообложение осуществляется по принципу самообложения, служащие управления таможенных пошлин и акцизов осуществляют регулярные проверки с интервалами от года до девяти лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно. Вся документация должна сохраняться в течение шести лет. Специальных форм для ведения учетных книг не существует. Единственным требованием, предъявляемым к торговцам, является простота оформления и доступность проверки записей. Для их подтверждения необходимо сохранять ваучеры (счета) и счета-фактуры.

Споры по налогу на добавленную стоимость между торговцами и налоговыми органами разрешаются по заявлению в трибунал, созданный специально для этих целей и представляющий собой независимый орган.

Если решение спора не найдено, то дело передается в верховный суд. В случае споров, возникших между законодательствами Великобритании и ЕС, дело рассматривается в Европейском суде в Страсбурге. Порядок обращения в судебные инстанции подробно оговорен в законодательстве.

Законодательством предусмотрены меры наказания за различные нарушения, в частности за определенные уголовные преступления, обман и мошенничество, задержку регистрации, несанкционированные выписки документов для целей уплаты налога на добавленную стоимость (ранее срока регистрации), за нарушения, связанные с оформлением налоговых обязательств, нарушения установленных правил.

Наказание за уголовное преступление предусматривает трехкратное возмещение налога и заключение от шести месяцев до семи лет в зависимости от обстоятельств дела. Мошенничество наказывается возмещением положенной суммы налога. За задержку регистрации предусмотрен штраф в размере 30% налога. Такой же штраф уплачивают виновные за несанкционированное взимание налога. Для других видов нарушений также существуют специальные правила взимания штрафов.

В настоящее время законодательство Великобритании не содержит единого и четкого определения понятия "уклонение от уплаты налогов", вследствие чего правительство вынуждено вносить изменения в действующее законодательство при рассмотрении каждого конкретного дела, зачастую при этом обращаясь в суд и неся значительные судебные издержки <5>.

Налоговые органы в отношении юридических лиц, особенно крупных компаний, все чаще используют тактику запугивания, чтобы убедиться в том, что они в полной мере выполняют обязательства перед Министерством финансов.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------   

<5> По информации Financial Times, в результате уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость бюджет Великобритании теряет ежегодно до 3 млрд фунт. стерл., в то время как уклонение от уплаты прямых налогов обходится бюджету в 10 млрд. Ожидается, что казначейство представит законопроект, направленный на борьбу с разнообразными схемами уклонений от налогообложения


Они звонят руководству расположенных в Великобритании международных компаний, предупреждают о штрафах на случай, если они решат завершить проект и покинуть страну, и напоминают руководству об их личных налоговых обязательствах.

Несколько компаний, находящихся под общим контролем, могут регистрироваться в управлении как группа для целей обложения налогом на добавленную стоимость. В этом случае заполняется единая декларация, а сделки между членами группы не подлежат обложению.

Регистрация осуществляется по месту деятельности. Регистрации подлежит лицо (физическое и юридическое), а не деятельность. Если это лицо ведет несколько видов деятельности, оно подлежит регистрации один раз. Когда компания представляет самостоятельную единицу по отношению к лицам, владеющим ею, например лицо может осуществлять деятельность, отличающуюся от той, которую ведет контролируемая им компания, то в этом случае регистрации подлежат и компания, и лицо. Лицо, осуществляющее ту или иную деятельность, несет ответственность за своевременную регистрацию. В отношении физических лиц осуществляются постоянные проверки налоговых деклараций, соответствия места жительства и фамилии.

Правила организации налоговых проверок в Германии


В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Министерством финансов Германии по согласованию с Бундесратом Германии, налоговая проверка проводится в целях установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.

Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.

Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. Вышестоящие налоговые инстанции практически не участвуют в составлении планов контрольных проверок. Однако им предоставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при проверке наиболее крупных налогоплательщиков, имеющих разветвленную производственную структуру.

Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок.

Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать как минимум 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод о его служебном соответствии. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилагаются указания на основные права и обязанности налогоплательщика при проведении проверки. Если в процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо дополнительных вопросов, то издается дополнительный документ о расширении круга проверяемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик.

Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за четыре недели до ее начала, средние - за три недели, малые и мелкие предприятия - за неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.