Важная сторона проблемы контроля за доставкой обязательных экземпляров — выбор объекта контроля: издательство или полиграфическое предприятие. Согласно существовавшим ранее "Единым правилам печатания произведений печати", обязанности доставки (высылки) обязательных экземпляров возлагались на типографии и печатно-множительные подразделения в издающих организациях. Подобная установка приводила к искажению механизма действия системы обязательных местных экземпляров, поскольку размещение полиграфических предприятий не соответствовало географии издательской деятельности. В результате многие областные библиотеки не получали обязательных местных экземпляров, хотя соответствующие издательства находились в одном с ними городе. Ныне при подготовке местного законодательства об обязательном экземпляре необходимо переходить от "полиграфического принципа" контроля к "издательскому принципу". В качестве объекта контроля за доставкой ОЭ нужно избрать именно те издательства и издающие организации, юридический адрес которых соответствует местоположению центральной библиотеки региона.
Разумеется, для оформления своевременных заказов на издательскую продукцию (для библиотек это так называемые предварительные заказы) необходимо, чтобы издательства предоставляли информацию об изданиях, подготавливаемых к выходу в свет. Считается, что это требование противоречит интересам издательств, так как раскрывает тайну издательского портфеля. Это опасение преувеличено. Иначе говоря, издательский портфель распадается на три части: новинки, переводы, переиздания. Что касается новинок, издательство имеет дело с автором, который передал свою рукопись, очевидно, только в данное издательство. Анонсирование подобных произведений — сплошь и рядом. То же самое — переводы, осуществить их пиратским способом с должным качеством — вещь невыполнимая. Остаются переиздания. Поскольку первоисточники доступны, как правило, всем желающим их переиздать, то и проблема секретности переизданий надуманна. В данном случае выиграет тот, кто первым сумеет оценить коммерческий успех переиздания и организует его производство.
Тем не менее, возлагая на ЦБ региона функции контроля за доставкой обязательных экземпляров и право получения информации об изданиях, подготовленных к выпуску в свет, необходимо также законодательным образом возложить на библиотеку обязанность сохранять коммерческую тайну издательств и передавать информацию только по прямому назначению — для подготовки каталогов "Книга в наличии и печати".
Нам представляется, что ЦБ регионов смогут найти внутренние резервы для организации этой работы. Перераспределение функций в отделах комплектования и обработки в связи с общим сокращением объемов текущих поступлений, возможно, позволит изыскать необходимые резервы. Наиболее предпочтительный путь — возложение необходимых обязанностей на отделы краеведения.
Участие в системе требует от ЦБ регионов серьезных дополнительных усилий по сбору информации о местном книжном рынке, причем эту информацию они предоставляют бесплатно. В то же время самим библиотекам предлагается покупать продукт, фактически создаваемый их совместными усилиями. Эту ненормальную ситуацию можно исправить с помощью договоров между Российской книжной палатой и региональными учреждениями. Однако, используя их, трудно решить вопрос о равноправных партнерских отношениях. Конечно, беря на себя дополнительную нагрузку, внося существенный вклад в формирование единого информационного пространства, региональные ЦБ должны иметь доступ ко всей информации, в частности, получать каталоги "Books in print" на льготных условиях.
Можно предусмотреть также восстановление системы контроля за доставкой ОЭ с помощью возложения соответствующих обязанностей на налоговую инспекцию, поскольку затраты на печатание и доставку нужного числа экземпляров могут быть отнесены к себестоимости тиража или зачтены в качестве уплаты части налогов. Такой путь гипотетически возможен, но будущее все же за чисто библиотечным решением проблемы на федеральном уровне. Что касается контроля за доставкой обязательных экземпляров, правовая норма должна основываться на принципе единства исполнения, т. е. быть общегосударственной, а ее исполнение следует закрепить за региональными учреждениями.
Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую историю в нашей стране принимались различные постановления, уточняющие и изменяющие порядок доставки обязательного экземпляра в библиотеки и другие учреждения.
Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное положение, так как заметно снизилась полнота его получения Российской книжной палатой.
Закон "Об обязательном экземпляре документов", принятый в 1994 году, сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах.
Время потребовало модернизации Закона. С этой целью в 2002 г. 23 января был принят Государственной думой, 30 января одобрен Советом Федерации и 11 февраля подписан Президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов".
В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь попали патентные и архивные организации федерального уровня. Также уточнены перечень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового федерального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержащие аналогичную информацию, зафиксированную на различных носителях.
Система предоставления обязательного экземпляра документов является особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня, Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек.
Закон «Об обязательном экземпляре документов» и дополнения к нему определяют политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы национальной библиографии.
Важно отметить, что Закон стал важным фактором спасения библиотек, и, прежде всего национальных, от угрожавшего им информационного вакуума.
Радикальные изменения в координации работы национальных библиотек с Государственным архивом печати в преддверии XXI в. предполагаются в связи с внедрением новых информационных технологий, их развитием, обеспечивающим дальнейший прогресс электронных методов передачи информации, в том числе полных текстов книг, статей, сведений из справочников и энциклопедий. В условиях "телекоммуникационной революции" и совершенствования электронной аппаратуры, скорее всего, будет пересмотрена политика вторичного отбора изданий для фондов национальных библиотек и определятся дальнейшие пути их взаимодействия с Государственным архивом печати РКП.
1 Бесстремянная Ю. Еще раз об обязательном экземпляре: Из опыта работы РГБ /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 1998. - № 12. - С. 28-31
2 Бесстремянная Ю. Как заполнить "пробелы"? /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 2001. - № 2. - С. 28-30
3 Василенко Г. Главное - взаимодействие /Г. Василенко, Т. Кириллова // Библиотека. - 1996. № 12. - С. 4-6
4 Гриханов Ю.А. Эволюция обязательного экземпляра на рубеже столетий. - М.: Пашков Дом, 2002. – 12 с.
5 Джиго А.А. Законодательная база обязательного экземпляра документов: тенденции развития /А.А. Джиго // Библиография: Профессиональный журнал. - 2001. - № 3. - С. 15-18
6 Джиго А.А. Новое в законе "Об обязательном экземпляре документов" /А.А. Джиго, К.М. Сухоруков // Библиография: Профессиональный журнал. - 2002. - № 2. - С. 17-25
7 Ершова Е. Концепция распределенного национального фонда /Е. Ершова, Л. Толчинская // Библиотека. - 1996. - № 10. - С.4-7
8 Издательства могут позаботиться о своем бессмертии // С.-Петерб. ведомости. – 1994. – 30 ноября
9 Инькова Л.М. На пути реализации государственной библиотечной политики /Л.М. Инькова // Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 3-9
10 Книга: Энциклопедия. –М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – 800 с.: илл.
11 Об обязательном экземпляре документов: Федеральный Закон от 19.12.1994 // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 49-56
12 Обязательный экземпляр электронных документов: иметь или не иметь?: Материалы семинара секции нац. б-к в рамках 64-й сессии ИФЛА в Амстердаме, 1998 г.: Рефераты докладов // Библиотековедение. – 1999. - № 3. – С.146-156
13 Сланская М.В. Еще раз о проекте федерального закона Российской Федерации об обязательном экземпляре документов /М.В. Сланская// НТБ. – 1994. - № 12. – С. 3-9
14 Соляник А.А. Закон Украины «Об обязательном экземпляре документов» /А.А. Соляник // НТБ. – 2000. - № 9. – С. 91-96
15 Соляник А.А. Местный обязательный экземпляр за рубежом /А.А. Соляник // НТБ. – 1994. - № 12. – С. 10-19
16 Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Миникина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 2001. – 224 с.
17 Толчинская Л. Местный обязательный экземпляр: юридический статус и содержание /Л. Толчинская, Н. Стародуюова // Библиотека. - 1995. - №12. - С.52-53
18 Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"//Рос. Газ. 14 февраля 2002 г. С 5 - 6.
19 Шилов В.В. Обязательный экземпляр. Проблемы контроля /В.В. Шилов// Научные и технические библиотеки. - 1997. - № 8. - С. 3-7
20 Шпанцева С. Обязательный экземпляр - совсем не обязательный? /С. Шпанцева, С. Кузнецова // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 19-21
21 Эйдемиллер И.В. Региональное законодательство об обязательном экземпляре документов: современное состояние, проблемы, перспективы /И.В. Эйдемиллер// Библиотека и закон: Справочник. – М., 1998. – Вып. 11. – С. 99-130
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7