План:
1. Введение.
2. Понятие о психологии научения, личности.
3. Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.
4. Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при
обучении студентов зубоврачебного отделения.
Введение.
В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат
формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни
научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности,
направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских
психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его
достижения. Особенно это касается психического развития - целостного
изменения личности, ее взглядов, чувств, способностей.
Эффективность научения проявляется в усиленной деятельности
индивидуума. Однако, некоторые виды поведения, приобретенные в особом
состоянии сознания, могут на проявляться в состоянии активного
бодрствования. Наоборот, если научение протекало при нормальном уровне
сознания, то приобретенный навык может быть нарушен при особых
эмоциональных состояниях . Так стресс экзамена может буквально парализовать
умственную деятельность некоторых студентов. Однако, в состоянии повышенной
активации некоторые действуют с максимальной эффективностью (эффект
аудитории).
Итак, научение - процесс и результат формирования индивидуального
опыта. Один из типов приобретенного поведения, т.е. поведения, в котором
наступили относительно стойкие изменения.
Психодиагностика применяется в обучении как практическая и
теоретическая дисциплина.
Психодиагностика - это средство развития и средство получения
информации. Информацию можно получить о первоначальном уровне знаний
учащихся, о происшедших переменах . На основании полученной информации
прогнозируется дальнейшее изменение уровня обучения.
Совершенно недопустимы фактические ошибки при составлении тестов
(путаница в именах, датах, названиях, формулировках, цифрах, цитатах,
описаниях, оценках, выгодах и т.п.). Так, опытный лектор рассказал однажды
такую историю: "Когда я только начинал выступать с лекциями, со мной
произошел тяжелый случай. Во время лекции я привел цитату: " Кто не ищет
дружбы с ближним, тот себе заклятый враг!" и сказал, что эти слова
принадлежат поэту Низами. Я был почему-то уверен, что это Низами, а не
другой поэт. В зале с места поднялся солидный пожилой гражданин и гром ко
сказал: "Стыдно, молодой человек, не знать таких вещей! Разве эти слова
принадлежат Низами?" Я растерялся. Что делать? А гражданин посмотрел на
меня с открытым презрением, огорченно махнул рукой и вышел из зала. С тех
пор прошло более двадцати лет, а мне до сих пор стыдно. Одно дело
перепутать Низами с Шота Руставели в беседе с приятелем, другое дело - во
время публичной лекции. Теперь перед каждой лекцией я твержу себе: "Помни о
Низами". Всегда самым тщательным образом проверяю факты и если в чем-нибудь
не уверен - обязательно разберусь по первоисточникам".
Данный пример в полной мере относится и к аккуратности при составлении
тестов.
Фразовая определенность предполагает такое построение отдельной фразы
(суждения), при котором совершенно ясно для тестируемого обозначены как
предметы мысли, так и связи между ними. Это требование наиболее часто
приходится применять по отношению к содержанию понятий, основным
аргументам, выводам, особо важным и трудным для понимания положениям,
главным тезисам теста и т.д. Для достижения такой определенности логика
рекомендует пользоваться приемами определения и деления понятий,
разъяснениями смысла слов, указаниями, описаниями, характеристиками,
сравнениями, расчленениями целого на части, обозначениями каждого элемента
суждения словом и т.д. Набор средств здесь весьма широк и разнообразен,
однако при решении вопроса о выгоде того или иного средства составитель
тесов должен опираться также и на знания психологии своих учащихся и
учитывать значимость той или иной мысли в общей структуре содержания теста.
Так, например, тесты на познавательные процессы наиболее эффективны в
их индивидуальном применении и при хорошей подготовке исследователя.
При тестировании на сравнение понятий в анализе учитывается то,
насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и
различия понятий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.
Тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщения, свидетельствует
о смене психологических операций, переходе от наглядных форм мышления к
словесно-логическому обобщению.
Методика выделения существенных признаков используется для
исследования особенностей мышления, способности дифференцировать
существенные признаки предметов или явлений от несущественных,
второстепенных.
По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или
иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Методика "исключения лишнего" имеет цель исследовать способности
учащегося к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные
признаки.
В современном психолого-педагогическом понимании тест - это
стандартизированная методика исследования, в основе которой лежит
специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих
объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе
использования статистических методов. Испытывая большую потребность в
дидактических тестах, педагоги пытаются создать собственные, так называемые
неформальные тесты для своих конкретных целей и групп.
Неформальный дидактический тест - метод педагогической диагностики,
создается педагогом с целью максимально объективно зафиксировать результаты
планируемого им процесса обучения в своей группе и использовать его в своей
педагогической практики.
Общая структура тестового задания.
ТN = + + + +
Где: И - инструкция - указания о том, что испытуемый должен сделать, каким
образом.
З - задание на деятельность - вопрос.
ВО - варианты ответа - служат для выбора учащимся.
ЧСО - число существенных операций тестового задания - служит для
преподавателя (выявление количества правильных ответов),
учащемуся для ориентира.
Э - эталон для точного определения преподавателем усвоением учащимся.
Структуры разноуровневых тестовых заданий.
Тест I уровня. Содержит в явном виде все компоненты задачи. Учащийся
должен дать заключение об их совместимости.
= + +
Где: З - задача
Ц - цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий
(Д), определенной ситуации (С).
Тесты I уровня усвоения состоят из заданий:
1). На опознание - вид тестового задания наиболее точно определяет
естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Задание
должно тестировать только один фрагмент знаний, а вопрос формулироваться
таким образом, что можно было дать недвусмысленный ответ.
Пример:
|Можно ли использовать серебряную амальгаму в качестве постоянной |
|пломбы для |1 ? |
|Ответы: |Да |
| |Нет. |
|Эталон: |2 |Р = 1 |
Где: Р - решение.
2). На различие - выполнение заданий осуществляется в условиях, когда
"помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны,
затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контрастируют с ним. Все
дистракторы содержат элемент правильного ответа. В этих заданиях из списка
возможных решений (3-6) предлагается выбрать одно или несколько.
| Назначение стоматологического зеркала |
|Ответы: |1.Фиксация губ, языка. |
| |2.Медикаментозная обработка. |
| |3.Удаление зубного налета. |
| |4.Фиксация пальцев врача. |
|Эталон: |1 |Р = 4 |
(Выбор нескольких
правильных ответов)
|Применение 3% р-ра хлорамина: |
|Ответы: |1.Стерилизация зеркала. |
| |2.Дезинфекция плевательниц. |
| |3.Обработка рук (перчаток). |
| |4.Борьба с туберкулезной инфекцией. |
|Эталон: |1,2 |Р = 4 |
3). На классификацию - дальнейшее развитие многократного опознания и
различия.
Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами
двух списков. Выявляется подробная фактическая информация. Число правильных
ответов равно числу сопоставлений и числу существенных операций тестового
задания.
Тестовое задание с классификацией с одинаковыми списками элементов.
|Установите соответствие: |
Страницы: 1, 2, 3