своевременно направлять на МСЭК; диспансеризация и определение группы
часто и длительно болеющих (все пациенты, которые имели в год 4 и более
утрат нетрудоспособности по одному заболеванию более 40 дней или по разным
заболеваниям 6 случаев и 60 дней соответственно); при выписке на работу
врач должен обосновать заключение для закрытия листа нетрудоспособности.
Врач также должен анализировать причины выхода на инвалидность.
Функции и обязанности КЭК:
1. Продление и установление индивидуальных сроков ВН по больничным листам.
2. Решение сложных и конфликтных случаев в ЭВН.
3. Определение направления на лечение за пределы административной
территории.
4. Направление на МСЭК. Лечащий врач может направить на МСЭК только через
КЭК.
5. Решение вопросов трудоустройства заболевших: перевод на более легкую
работу с сохранение прежнего заработка.
6. Решение вопросов в случае исков и претензий страховых компаний по
качеству медицинской экспертизы.
7. Решение об освобождении от экзаменов в учебных заведениях.
В состав КЭК входят: лечащий врач, заведующий отделением (заместитель
главного врача по экспертизе или главный врач). Обязательно решение
закрепляется штампом или круглой печатью.
Выделяют до 8 видов ВН (хотя в законодательстве 6):
1. ВН в связи с болезнью
2. Травма и отравление. В больничном листе необходимо подчеркнуть сведения
о бытовой травме или отравлении.
3. По уходу за больным. Для взрослых - на 3 дня, и через КЭК может
продляться до 7 дней. Листок не должен выдаваться за прошедшие дни и
оформляется в день обращения. При обращении в конце рабочего дня листок
выдается со следующего рабочего дня. Если это алкогольное опьянение то
обязательно это помечается. При наступлении нетрудоспособности во время
неоплачиваемого отпуска или в период беременности листок
нетрудоспособности выдается только со дня окончания этих отпусков. Если
отпуск очередной (оплачиваемый), то листок выдается в день обращения.
Справки выдаются гражданам, обращающимся за консультативной помощью,
направлению военкоматов и следственных органам, студентам. По уходу за
ребенком: при амбулаторном лечении - на весь период острого заболевания
или до ремиссии хронического заболевания. Если ребенок старше 7 лет то
больничный лист выдается до 15 дней, если не требуется большего срока.
При стационарном лечении - до 7 лет - на весь период лечения, старше 7
лет - только по заключению КЭК. Выдается тому, кто непосредственно
осуществляет уход за ребенком.
4. По беременности и родам. Больничный лист выдается с 30 недель
беременности единовременно на 140 дней (70 дней до родов и 70 дней после
родов). При многоплодной беременности: с 28 недель и на 180 дней. !!! При
осложнениях в родах больничный лист выдается после родов дополнительно на
16 дней ( в общем на 156 дней).
5. При карантине листок нетрудоспособности выдается на срок карантина по
представлению врача - эпидемиолога.
6. Для санаторно-курортного лечения.
7. Для протезирования и помещения в стационар.
8. При временном переводе на другую работу в связи с туберкулезом или
профзаболеванием.
Врачи несут дисциплинарную ответственность за неправильную выдачу листков.
В настоящий момент существует следующий подход в оплате больничных
листков:
. 50% оплата - непрерывный стаж до 3 лет. Не члены профсоюза - 25%.
. 100% оплата - непрерывный стаж 8 лет и более, по беременности,
производственной травме и профессиональных заболеваниях и инвалиды
великой отечественной войны.
Непрерывный стаж - если стаж не прерывается более чем на 1 месяц.
Общий стаж работы имеет значение при оплате по решению МСЭК. До пенсии
необходимо иметь общий стаж 25 лет - для мужчин и с 60 лет, 20 лет для
женщин к 55 годам.
По первому списку профессий, по которым стаж может быть от 10 до 20 лет и
время наступления пенсии - 50 и 45 лет соответственно (шахтеры, подземные
работы, ночные смены и т.п.). по списку №2 - профессии, связанные с
контактом с тепловым излучением (50 и 45 лет соответственно).
Принципы социального страхования:
1. Государственный характер: утверждаются государством и являются едиными
для всех.
2. Многообразие видов материального обеспечения (по пенсии, инвалидности,
многодетности и т.д.).
3. Всеобщность и обязательность (100% охват).
4. Дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, условий труда и
социальных факторов.
5. Высокий уровень обеспечения.
6. Демократическая основа организация (участие не одного врача, а многих
специалистов).
МСЭ - это экспертиза стойкой утраты трудоспособности. Осуществляется в
системе органов социального обеспечения. Осуществляется МСЭК, в состав
которой входит минимум 3 врача: врач - терапевт (председатель МСЭК), врач-
хирург, невропатолог. Также участие могут принимать представитель
предприятия, учреждения, где работает пациент, в качестве консультанта
(дает рекомендации); секретарь - средний медицинский работник. В настоящее
время рассматривается расширение МСЭК до 5 специалистов. Проблемы МСЭ имеют
экономическое значение: огромные затраты на социальное обеспечение,
рост/спад инвалидности. По данным ВОЗ в мире насчитывается 450 миллионов
инвалидов - 10% от населения Земли. Недостаток в том, что растет первичная
инвалидность: до 32% - сердечно-сосудистые заболевания, 22% -
злокачественные новообразования, 10%- травмы, болезни костно-мышечной
системы, болезни нервной системы и органов чувств. Первичная инвалидность
измеряется числом инвалидов на 10 тысяч населения: высокая - более 60,
низкая - менее 30.
Документы при стойкой утрате трудоспособности:
1. Акт освидетельствования на МСЭК.
2. Статистический талон.
3. Заключение для лечебно-профилактического учреждения.
4. Извещение для предприятия.
5. Выписка в отдел социального обеспечения или в отдел социальной защиты.
6. Справка о решении МСЭК.
Задачей МСЭК является определение группы инвалидности:
3 группа - инвалид может выполнять работу.
2 группа А - может осуществлять надомный труд, Б - не может осуществлять
работу
3 группа - пациент нуждается в постороннем уходе.
5 причин, ведущих к стойкой утрате трудоспособности:
1. 80% - 2-3 группа по общему заболеванию - самые низкие привилегии.
2. Инвалидность по детству.
3. Инвалидность по труду, в том числе профессиональному заболеванию и
травме.
4. Инвалидность, полученная при исполнении служебного долга и военных
действиях.
5. Инвалид Великой отечественной войны.
Тема6: медицинское страхование и социально-экономическая защита трудящихся
Здравоохранение нашей страны прошло сложный исторический путь развития,
позволивший в 20-60 годы решить задачи социально-гигиенического
благополучия в стране в условиях преимущественно инфекционной патологии. В
течение нескольких десятилетий развитие здравоохранения шло экстенсивным
путем, что было в значительной степени оправдано. Однако в 70-80 годы в
связи с начинающимся эпидемиологическим переходом, новыми условиями
социально-экономического развития страны необходимо было перевести
здравоохранение на новый режим функционирования, но в силу целого ряда
причин это не было сделано. Более того, в последнее десятилетие усилились
те негативные тенденции, которые были связаны с остаточным принципом
финансирования, господством административно-командных методов управления,
уравнительным затратным характером всего народного хозяйства.
Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-
административной системы ее основополагающие черты. Эти черты и признаки
достаточно подробно проанализированы в литературе и могут быть сведены к
следующему. Во-первых, это иерархическая многоуровневая подчиненность; во-
вторых, определение на уровне высших звеньев управления целей развития ЛПУ
и путей их достижения; в - третьих, текущая координация и текущий контроль
деятельности нижестоящих звеньев; в - четвертых, доведение до лечебно-
профилактических учреждений обязательных к исполнению адресных плановых
заданий, к выполнению которых привязывалась системы оценки и
стимулирования. Все это приводило к следующим последствиям. Это, прежде
всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное использование
имеющихся ресурсов, недостаточные материальные стимулы, отсутствие
возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические,
социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и
состояние их здоровья.
Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный
кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим
направлениям:
1. Кризис здоровья. Если еще 20 лет назад группа здоровых составляла
приблизительно 30% от общего числа населения, то теперь не более 20%.
Более 25% населения ежегодно госпитализируется в больницы, из каждый 100
родившихся 11 имеют дефекты физического и психического состояния.
Снизилась средняя продолжительность жизни;
2. Кризис финансирования. Если в начале 70-х расходы на здравоохранение
составляли около 10% от ВНП, то теперь они составили менее 3% от ВНП.
3. Кризис материально-технической базы;
4. Кризис кадров.
Принятое в 1989 году "Положение о новом хозяйственном механизме в
здравоохранении" было направлено на преодоление всех этих негативных
моментов. Согласно этому документу предполагалось, что по мере готовности
ЛПУ перейдут на новые условия хозяйствования в 1990-1991 гг. В этом
положении были определены общие принципы и формы работы ЛПУ на основе
применения экономических методов управления и перехода преимущественно к
территориальному принципу управления здравоохранением. Необходимо отметить,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11