Рефераты. Лекции по организации здравоохранения

Лекции по организации здравоохранения

ТЕМА1 : Менеджмент в здравоохранении.

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего

времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -

совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью

повышения эффективности производства и получения прибыли.

Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент

- это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать

нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение

добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека -

управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет,

объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в

функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения

- начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных

врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники,

руководитель частного предприятия.

Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно

предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые

определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим

объектом).

История.

1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый

может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные

недостатки.

2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных

организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом

менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.

3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап

характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы.

Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно

рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной

основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.

4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и

внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.

5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации,

поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между

средой и внутренними условиями организации.

6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.

7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по

победе над конкурентом.

8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в

себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения

мотивации и поведения.

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций

управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он

занимает более высокий уровень руководящей лестницы:

1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского

учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за

больными и др.

2. Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.

3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для

осуществления деятельности.

4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные - перспективное программно-целевое планирование,

организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация

конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка

(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,

страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,

определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные

способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),

нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,

чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные

(профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию,

распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,

принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной

деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).

2. Сбор необходимой информации.

3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4. Принятие управленческого решения;

5. Организация исполнения;

6. Контроль исполнения;

7. Оценка эффективности и корректировка результатов;

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди

которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,

своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и

психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов -

менеджеров, можно выделить:

- отсутствие личных ценностных ориентаций;

- отсутствие личной заинтересованности;

- недостаточная профессиональная квалификация;

- неумение влиять на людей;

- неумение самосовершенствоваться;

- неумение владеть собой;

- рвачество;

- отсутствие чувства долга;

- необязательность;

- неорганизованность;

- нечестность;

- неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,

коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность

и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и

психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на

коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность

методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей

лидерства:

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай

так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве

движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель.

Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает

каждому свою оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего

люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в

коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам

дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности,

спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один

человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно

участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и

побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять

сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что

остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим

возможность самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты

можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и

поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

В системе практического здравоохранения наиболее часто используется

демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в

определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения

этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.

Актуальные проблемы здоровья в современных условиях.

Важные документы:

1993г. приняты "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" -

один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит

из 12 разделов:

- общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан - это

совокупность мер политического, экономического, правового, социального,

научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного

на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья - основные принципы:

приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность

медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой

трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав

граждан.

- Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, республик в составе РФ,

автономных округов, и пр. в этом разделе 5 статей, среди них: защита

среды обитания, традиционного образа жизни, охрана детей, материнства,

отцовства, детства; лицензирование медицинской и фармакологической

службы; формирование целевых и региональных бюджетов здравоохранения.

- Организация охраны здоровья граждан РФ: полномочия высших органов, статья

о финансировании охраны здоровья граждан; о муниципальном управлении.

- Права граждан в области охраны здоровья: гарантированный медицинский

объем в рамках ОМС;

- Права отдельных группа населения: права семьи, беременных,

несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов, заключенных. Статья о

согласии на медицинского вмешательство.

- Права граждан при оказании медико-социальной помощи: право на информацию

о состоянии здоровья.

- Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию

репродукции человека.

- Обеспечение населения лекарствами и фармацевтическими препаратами.

- Экспертиза;

- Права и социальная защита медицинских работников; о врачебной тайне,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.