Рефераты. Разработка программ в среде программирования Turbo Pascal 7.0
Для выводимых
значений переменных отводятся следующие поля: 13-для целого числа,13-для
действительного, 1-для символа,6-для логических данных.Если целое число
занимает позиций меньше, чем 13, то соответствующее поле перед числом
заполняется пробелами.Если отсутствует формат для действительного числа, оно
выводится в форме с плавающей точкой. Например число Z=10.9 при выводе в виде WRITE
(`Z=`,Z) на экране будет представлено
Z= 1.090000E+01
Символьная
константа(строка)выводится явно в том виде ,как она записана но без апострофов.
Для наглядности выводимых значений прредусмотрены форматы. Они указываются за
переменной в операторе WRITE через двоеточие. Для действительных переменных
формат имеет вид:
a:m:n
где а-переменная,
m-общее поле выводимого числа(включая знак числа, целую часть числа, точку и
дробную часть); n-поле дробной части.
В качестве m и n
могут быть как целые переменные,выражения,так и целые
константы. Например:
WRITE (SK:M:N,FGH:7:2);
Если формат
указан больше,чем необходимо позиций для изображения числа, то перед целой
частью числа представлены избыточные пробелы,а после дробной части-нули.
Для других типов
данных формат имеет вид: a:m
Например:
WRITE(K:5,C:4);
Для вывода
нескольких пробелов символ пробела указывается с форматом ,
Например: ` `:7
Для пpопуска
пустых позиций пеpед выводимыми данными или между ними можно использовать
фоpмат для символа пpобела,напpимеp
WRITE(` `:5,A:3,` `:7,B:4)
МОДУЛИ
Наличие модулей в
Turbo Pascal позволяет программировать и отлаживать программу по частям ,
создавать библиотеки подпрограмм и данных, воспользоваться возможностями
стандартных модулей , неограниченно увеличивать кодовую часть программы.
Модуль состоит из
следующих частей:
а) заголовок
модуля
б) интерфейс
модуля
в) исполнительная
часть модуля
г) секция
инициализации
Все разделы
модуля ,за исключением секции инициализации,являются обязательными .
Обязательна также указанная последовательность рапзделов.
Заголовок модуля
Заголовок модуля
состоит из зарезервированного слова unit и идентификатора.
Unit имя_модуля;
Модуль должен
быть помещен в файл, имя которого совпадает с именем модуля, а его расширение
должно быть .pas .
Интерфейс модуля.
Через интерфейс
осуществляется взаимодействие основной программы с модулем ( модуля с
модулем) . В интерфейсе указываются константы, типы, переменные, процедуры и
функции , которые могут быть использованы основной программой ( модулем) при вызове
этого модуля. Интерфейс начинается словом interface. Далее после слова uses
указываются имена модулей, которые используются данным модулем ( необязательная
часть).После этого могут быть : раздел объявления констант, раздел объявления
типов, раздел объявления переменных, раздел объявления процедур и функций.
Объявление процедуры может содержать директиву inline. В разделе объявления
процедур и функций указываются лишь заголовки программ ( за исключением тех,
которые используют директиву inline) . Сами подпрограммы приводятся в
исполнительной части. В интерфейсах различных модулей недопустимо циклическое
обращение друг к другу.
Исполнительная
часть модуля.
Исполнительная
часть включает в себя все подпрограммы модуля. Она может также включать локальные
метки, константы, типы и переменные.
Исполнительная
часть начинается словом implementation . Затем после слова uses указываются
имена модулей, которые используются подпрограммами данной исполнительной части
( этот раздел необязателен). Если какой-то модуль уже указан в интерфейсе
модуля, то в исполнительной части его повторять не следует. Далее может
следовать раздел локальных описаний . При описании подпрограмм допустимо
использовать сокращенные заголовки.
Секция инициализации.
В некоторых
случаях перед обращением к модулю следует провести его инициализацию (
установить связь с теми или иными файлами, инициализировать какой-то
переменные). Эта секция начинается со слова begin , после которого идут выполняемые
операторы, а затем слово end. ( c точкой).
Использование модуля в основной программе.
Чтобы
использовать подпрограммы, константы, типы и переменные , описанные в
интерфейсе модуля, в основной программе следует записать слово uses, после
которого указать имена модулей . После этого в основной программе можно
использовать идентификаторы, указанные в интерфейсах перечисленных
модулей.Таким образом можно создавать собственные модули, расширяя библиотеку
стандартных программ и функций.
Модуль Crt
Mодуль Crt
содержит константы, переменные и подпрограммы,предназначенные для работы с
консолью.
В отличие от
стандартного ввода-вывода,когда он осуществляется через операционную систему,
подпрограммы модуля Crt работают с BIOS , и даже непосредственно с
видеопамятью.
При работе с
экраном через модуль Crt весь экран разбивается на отдельные строки , а каждая
строка - на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ,
(в том числе и пробел ). Т.о. весь экран разбивается на отдельные неделимые
прямоугольные элементы. Для каждого элемента можно задать цвет фона и цвет
символа. Кроме того , символ можно сделать мерцающим.
Модуль Crt
позволяет работать не только со
всем экраном, но
и выделять в нем прямоугольные окна . Любое окно задается своим левым верхним
углом и правым нижним углом. Эти углы, как и любое положение на экране,
задаются двумя координатами X и Y.
Приведенные ниже
процедуры и функции расширяют возможности использования текстового режима
экрана, находятся в стандартном модуле CRT.TPU и будут доступны в программе
после объявления USES CRT.
1)Функция без
параметров KeyPressed возвращает true, если на клавиатуре была нажата любая
символьная клавиша, и false в противном случае. Не задерживает выполнение программы.
2)Функция без
параметров ReadKey возвращает символ нажатой клавиши без эхо повтора на экране.
Приостанавливает выполнений программы до нажатия на любую клавишу.
3) Функции без
параметров WhereX, WhereY возвращают горизонтальную или вертикальную координату
текущей позиции курсора относительно текущего окна.
4) Процедура без
параметров CIrEol удаляет все символы оттекущей позиции курсора до конца строки
без перемещения курсора.
5) Процедура без
параметров DelLine удаляет строку, на которой
находится курсор,
и перемещает все строки ниже этой строки на
строку вверх.
Нижняя строка очищается.6) Процедура без параметров ClrScr очищает экран и
помещает курсор в верхний левый угол.
7) Процедура
Delay приостанавливает работу программы на
указанное число
миллисекунд (t). DELAY(t);
8) Процедура
GotoX,Y перемещает курсор в точку с заданными
координатами X,Y
текстового экрана или окна, если оно задано.
GOTOXY(X,Y);
Коды цветов
Black
0
Черный
Blue
1
Синий
Green
2
Зеленый
Cyan
3
Голубой
Red
4
Красный