- статья 210(4, 6) указывает на «глобальные или региональные нормы, стандарты и рекомендуемые практики и процедуру» для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения, вызываемого захо-ронением, а статья 216(1) указывает на «международные нормы и стандар-ты, принятые в этих целях через международные организации или дипло-матическую конференцию;
- статья 211 ссылается на «международные нормы и стандарты» (1) и «общепринятые международные нормы и стандарты» (2,5), установленные для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязне-ния морской среды с судов, а статьи 217(1, 2), 218(1, 3), 220(1, 2, 3) имеют ссылку на «международные нормы и стандарты» в отношении обеспече-ния выполнения таких норм государствами флага, порта и прибрежными государствами соответственно, статьи 217(3) и 226(1) ссылаются на «свидетельства, требуемые международными нормами и стандартами», «сертификаты, судовые журналы или другие документы, которое судно обязано иметь в соответствии с общепринятыми международными норма-ми и стандартами;
- статья 221(6)(а) указывает на «международные нормы и стандарты или практику мореплавания», которые признаются компетентной между-народной организацией (ИМО) для специальных районов;
- статья 211(7) ссылается на «международные нормы и стандарты, включая нормы и стандарты, касающиеся незамедлительного уведомления прибрежных государств, побережье или связанные с ним, интересы кото-рых могут быть затронуты происшествием, включая морские аварии, вле-кущие за собой сбросы или вероятность сбросов»;
- статьи 219(7) и 226(1 )(с), а также статья 94(3, 5) имеют ссылку на «применимые международные нормы и стандарты», касающиеся годности судов для плавания.
Все эти положения обязывают государства-участников Конвенции ООН 1982 г. применять нормы и стандарты ИМО. Решение также может быть найдено между документами ИМО, в которых содержаться такие положения, а именно, между рекомендациями, принимаемыми Ассамбле-ей ИМО, Комитетом по безопасности на море, МЕРС и другими нормами и стандартами, содержащимися в соглашениях ИМО.
Безопасность судоходства
Основные обязательства, возложенные на государство флага, содер-жаться в ст. 94 Конвенции ООН 1982 г. Данная статья обязывает государ-ство флага принимать необходимые меры для обеспечения безопасности на море (ст. 94(3,4,5)). В этой связи необходимо отметить следующие кон-венции ИМО:
- Международная конвенция по спасанию жизни на море 1974 г. (SOLAS 74) с Протоколом 1978 г. (SOLAS Protocol'78);
- Международная конвенция по перевозке грузов 1966 г. (LL'66);
- Конвенция по международному регулированию и предупреждению инцидентов на море 1972 г. (COLREG'72);
Международная конвенция относительно стандартов по подготовке, сертификации и наблюдению за моряками 1978 г. (STCW78).
ИМО не имеет договорных механизмов, регулирующих рамки юрис-дикции прибрежного государства. Это - исключительная сфера Конвенции ООН 1982 г. Но Конвенция устанавливает основы для разработки таких механизмов. Через эти механизмы ИМО сможет контролировать степень вмешательства прибрежного государства в иностранное судоходство в це-лях обеспечения выполнения общепринятых международных норм и стандартов.
Применение прибрежными государствами норм и стандартов, разра-ботанных ИМО, предусмотрено следующими статьями Конвенции ООН 1982г.:
- статья 21(1) дает прибрежному государству право принимать зако-ны и правила, касающиеся мирного прохода через территориальное море. Они, в частности, могут касаться безопасности судоходства и регулирова-ния движения судов (ст. 21(1)(а)). Такие законы и правила должны соот-ветствовать положениям Конвенции ООН и «другим нормам международ-ного права». Инкорпорация в национальное законодательство положений конвенции ИМО дает прибрежному государству право требовать от ино-странного судна, осуществляющее мирный проход через территориальное море, соответствия положениям данных конвенций, даже если государст-во флага не является их участником;
- статья 41 предоставляет право государству, граничащему с проли-вом, используемым для международного судоходства, устанавливать мор-ские коридоры и предписывать схемы разделения движения, когда это не-обходимо для содействия безопасному проходу судов. Такие морские ко-ридоры или схемы разделения движения должны соответствовать «общепринятым международным правилам» (ст. 41(3)). К категории таких правил относятся и соглашения ИМО. Как и в территориальном море, ино-странные суда в проливах обязаны соблюдать законы и правила, установ-ленные государствами, граничащими с международными проливами, даже если они содержат «общепризнанные международные правила», содержа-щиеся в международных соглашениях, в которых не участвует государство флага. Конвенция ООН 1982 г. обязывает иностранные суда при осущест-влении транзитного прохода соблюдать «общепризнанные международ-ные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения на море» (ст. 39(2)(а));
- статья 35(с) предусматривает, что положения Части III Конвенции ООН 1982 г. не затрагивают правового режима проливов, проход в кото-рых регулируется в целом или частично давно существующими и находя-щимися в силе международными конвенциями, которые относятся специ-ально к таким проливам. Однако такие конвенции применяются с учетом положений статьи 311 Конвенции ООН, а также вступительной части это-го документа;
- статья 54 устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г., регу-лирующие режим транзитного прохода через международные проливы (ст.ст. 39,40,42 и 44), применяются к архипелажному проходу по морским коридорам;
- статья 58(2) устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г., ус-танавливающие правовой режим открытого моря (ст.ст. 88-115) и другие нормы международного права применяются к исключительной экономи-ческой зоне постольку, поскольку они не являются несовместимыми с по-ложениями Части V Конвенции.
Статья 211(6) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае, когда нормы и стандарты, установленные через компетентную междуна-родную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, не соответствуют особым условиям определенно-го, четко обозначенного района исключительной экономической зоны, прибрежное государство может после консультаций через компетентную международную организацию принять в отношении такого района законы и правила, вводящие нормы и стандарты или практику мореплавания, признаваемые этой организацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15