Рефераты. Документы и тайна

Книга создана по правовым актам и источникам, которые являются открытыми, без ограничения доступа российских и иностранных граждан, также использован в Интернете сайт Ю.К. Свирского.

Глубокая признательность и благодарность за оказанную помощь при создании книги начальнику Информационно-технологического центра Правительства Москвы, кандидату технических наук А.Н. Михайлову, директору ВНИИ доку-ментоведения и архивного дела, доктору исторических наук М.В.Ларину, заместителю директора, кандидату исторических наук В .Д. Банасюкевичу, главному редактору журнала "Отечественные архивы" Г.И. Бондаревой, ст. научному сотруднику Института экономических проблем переходного периода В.О. Боксеру, а также Президенту банка "Российский кредит" О.Э. Говорухину.

Государственная тайна. Организация работы с документами, ее документационное обеспечение

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изм. от 6 октября 1997 г.): "государственная тайна -- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".

Основные положения данного Закона обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В Законе изложены основные организационные, информационные и документационные технологии по работе с информацией и документами, относящимися к государственной тайне, а также основные формы документов, необходимых при соблюдении следующих технологий:

порядок отнесения информации к государственной тайне;

порядок ограничения прав собственности предприятий, учреждений организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием;

порядок и принципы засекречивания информации и документов;

описание реквизитов документов, составляющих государственную тайну;

порядок рассекречивания информации и документов; порядок распоряжения информацией и документами (взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями);

порядок передачи информации и документов, составляющих государственную тайну другим государствам;

порядок защиты информации и документов при изменении функций субъектов правоотношений;

организация защиты государственной тайны (органы и их основные функции по защите государственной тайны);

порядок и организация допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне;

порядок и организация допуска предприятий, учреждений Я организаций к проведению работ, связанных с использованием документов и информации, составляющих государственную тайну;

организация и порядок контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.

В законе также дан перечень сведений, составляющих гостайну.

По открытым источникам составлены "Методические рекомендации по организации работы с документированной Информацией ограниченного доступа (ДИОД)" (Приложение 2). Поскольку ДИОД включает в себя как документы, относящиеся к гостайне, так и конфиденциальные документы, то основные положения Методических рекомендаций можно применять при составлении инструкций по организации работы с первой категорией документов, документов, относящихся к гостайне, хотя наверняка такие инструкции давно уже разработаны.

Прежде чем излагать основные разделы данной части книги, необходимо определиться с существующей терминологией в области документирования информации, относящейся к государственной тайне.

В Законе используются следующие основные понятия:

"система защиты государственной тайны -- совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне -- процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -- на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -- санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

средства защиты информации -- технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации".

2. МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

2.1 Общие сведения

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны далее -- Межведомственная комиссия) -- коллегиальный орган, который занимает ключевое положение в системе органов по защите государственной тайны, основной его функцией является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее -- органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне. Поэтому основные цели, положения, функции и задачи Межведомственной комиссии необходимо знать всем госслужащим, работникам организаций независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности, непосредственно связанных с ДИОД. Межведомственная комиссия образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября

1995 г. № 1108 "О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны".

Положение о Межведомственной комиссии утверждено Указом Президента Российской Федерации от 20 января

1996 г. № 71 "Вопросы Межведомственной комиссии по за щите государственной тайны" (с изм. от 21 апреля, 6 июня 1996 г., 14 июня 1997 г., 9 января 1999 г.).

Состав Межведомственной комиссии по должностям утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1467 (с изм. от 27 ноября 2000 г.). . Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

2.2 Основные направления деятельности Межведомственной комиссии

Комиссия осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

1. Формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемых нормативными актами Президента Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне

(утв. распоряжением Президента РФ от 17января 2000 г. № 6-рп) (с изм. от 26 сентября 2000 г.)

Министр Российской Федерации по атомной энергии Министр внутренних дел Российской Федерации

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министр здравоохранения Российской Федерации

Министр иностранных дел Российской Федерации

Министр обороны Российской Федерации

Министр образования Российской Федерации

Министр природных ресурсов Российской Федерации

Министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации

Министр путей сообщения Российской Федерации

Министр Российской Федерации по связи и информатизации

Министр сельского хозяйства Российской Федерации

Министр транспорта Российской Федерации

Министр финансов Российской Федерации

Министр экономического развития и торговли Российской Федерации

Министр энергетики Российской Федерации

Министр юстиции Российской Федерации

Председатель Госстандарта России

Председатель Госстроя России

Председатель ГТК России

Директор СВР России

Руководитель Роскартографии

Руководитель Росгидромета

Руководитель Росземкадастра

Директор ФСБ России

Директор ФСНП России

Руководитель ФСО России

Директор ФПС России

Генеральный директор Росавиакосмоса

Генеральный директор Росбоеприпасов

Генеральный директор РАВ

Генеральный директор РАСУ

Генеральный директор Россудостроения

Генеральный директор Росрезерва

Генеральный директор ФАПСИ

Начальник ГУСПа

Председатель Гостехкомиссии России

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

Председатель Банка России.

Формирует перечень информации, отнесенной к госу дарственной тайне (раздел 4 "Перечень документов, состав ляющих государственную тайну").

Подготавливает предложения по организации разработ ки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию фе дерального законодательства о государственной тайне, и пред ставляет их в установленном порядке в Правительство РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.