Рефераты. Документы и тайна

Организационная защита регламентирует приемы обработки конфиденциальных документов и систему допуска и доступа к ним персонала.

Технология прохождения конфиденциальных документов их составления, обработки и хранения (технология документооборота) решает задачи не только в сфере делопроизводства, но и в сфере защиты информации конфиденциальных документов. К задачам защиты в делопроизводстве можно отнести следующие:

предупреждение несанкционированного доступа любого лица к документу, его частям, вариантам, черновикам, копиям;

обеспечение физической сохранности документов и носителей конфиденциальной информации;

обеспечение сохранности информации, содержащейся в документах.

Проблемой при разработке методов организационной защиты информации является формирование системы и степеней допуска персонала к конфиденциальной информации. Важно установить кто, к какой информации, на какой период и как допускается. В подразделе "Порядок допуска и доступа должностных лиц и граждан, его документационное обеспечение" четко определена организация доступа и допуска к документам, относящимся к государственной тайне, которая напрямую зависит от степеней допуска. Однако, как уже говорилось, в действующих нормативных актах не отражены степени допуска (конфиденциальности) документов (в документах, относящихся к государственной тайне, степени секретности определены). Поэтому степень допуска конфиденциальных документов используют, исходя из сложившейся практики организаций и предприятий независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности.

При принятии на работу новых сотрудников, для защиты конфиденциальной информации можно использовать договор (контракт) об оформлении допуска к служебной и коммерческой информации, носящей конфиденциальный характер, как приложение к трудовому договору, по аналогии с Типовым договором (контрактом) об оформлении допуска к государственной тайне (подраздел "Типовые формы документов, применяемые при оформлении допуска должностных лиц").

На наш взгляд, также можно воспользоваться указанными типовыми формами при организации допуска и доступа к конфиденциальной информации организаций, должностных лиц, граждан.

При установлении круга сотрудников, допущенных к определенной категории конфиденциальной информации, а также составлении перечня данной информации организации, следует руководствоваться основными принципами и требованиями, изложенными в разделах по работе с секретными документами первой части книги, а также принципом "чем выше ценность конфиденциальных сведений, тем меньшее число сотрудников могут их знать".

Степень конфиденциальности документов должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен организации вследствие распространения информации, содержащейся в указанных документах.

Исторически сложилось, что степени допуска конфиденциальных документов и наименования их грифов заимствованы организациями из степеней допуска документов, относящихся к государственной тайне.

Практически степени допуска конфиденциальных документов определяет сама организация.

В государственных органах власти и управления, организациях для конфиденциальных документов -- служебной информации применяется степень допуска "Для служебного пользования" (ДСП) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти".

Степени допуска и наименования их грифов, применяемые негосударственными организациями, встречаются самые разнообразные: "особой важности"; "совершенно секретно"; "секретно"; "для служебного пользования"; "не для печати"; "строго конфиденциально", "конфиденциально" и т.д.

Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О государственной тайне" использование грифов "особой важности"; "совершенно секретно"; "секретно" для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Степени доступа могут быть и без наименования, например, персональные данные (кадровая документация, медицинские карты, списки адресов жителей микрорайона и т.д.).

На современном этапе ведущие специалисты создают работы, игнорируя классификацию видов и подвидов документированной информации ограниченного доступа, включая конфиденциальную. Например, авторы работ предполагают под конфиденциальной информацией информацию, относящуюся к коммерческой тайне, -- "тайне фирмы". Уделяя основное внимание, что, конечно, правильно, главному принципу защиты конфиденциальной информации -- организацию технологии "закрытого документооборота" (экспедиционная обработка, учет, регистрация, контроль исполнения документов, издание документов и дел, формирование дел в соответствии с номенклатурой, архивное хранение документов и дел и т.д.). Но не обращают внимание на то, что фундаментом работы с конфиденциальной информацией является ее содержание, конфигурация. Соответственно для других видов конфиденциальной информации существуют обособленные системы закрытого делопроизводства: персональные данные -- кадровое делопроизводство; делопроизводство следствия и судопроизводства; медицинское делопроизводство; патентное делопроизводство и т.д.. А как быть с основами работы с конфиденциальной информацией и документами, относящимися к аудиторской, банковской, профессиональной и другим видам тайн, сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Порядок выезда за границу Российской Федерации, его документационное обеспечение. Ограничение выезда граждан, осведомленных в информации

Или взять проблему со степенями конфиденциальности (допуска) информации и документов, а соответственно с грифами степени допуска, которые должны проставляться на носителях или сопровождающей документации. Ведь большинство видов конфиденциальной информации, как исторически сложилось, имеют степень допуска (конфиденциальности), но не имеют реквизитов степени допуска (грифа), которые необходимо проставлять и которые не проставляются. Например, кадровая документация (персональные данные), информационно-справочная документация РЭУ (адреса, телефоны, Ф. И. О. жителей микрорайона и т.п.), документы, относящиеся к профессиональной деятельности -- врачебная, журналистская, нотариальная и другие виды тайн.

На эти вопросы пока нет исчерпывающих ответов. С нашей точки зрения, для решения указанных проблем необходимо создание федерального закона "О конфиденциальной информации" (Приложение 11) по аналогии с Законом РФ "О государственной тайне", который бы объединил основные принципы, требования, порядок, процедуру, организацию работы с документами, систему защиты, по всем видам конфиденциальной информации.

Конечно, вариант проекта федерального закона, неидеальный вариант, в который можно внести массу замечаний и поправок. Но, на наш взгляд, данный вариант можно взять за основу, и он окажет влияние на исследование проблемы правового и документационного обеспечения конфиденциальной информации качественно нового уровня.

Надеемся, что информация, изложенная в варианте проекта федерального закона, будет известна в Росархиве и системе органов и организаций по защите гостайны и возможно поможет при написании собственных, полноценных проектов федерального закона "О конфиденциальной информации" и вынесении их на рассмотрение в Госдуму РФ.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются следующими основными нормативными документами: Конституцией РФ; международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (с изм. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.); Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"; постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"; Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. №1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"" (с изм. от 23 сентября 1999 г.); постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих

Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба"; постановлением Правительства РФ от 9 апреля 1999 г. № 397 "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, а также о порядке и условиях оформления и выдачи ими паспортов"; постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. № 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка"; приказом МВД РФ от 26 мая 1997 г. № 310 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. от 30 июня 1998 г., 7 апреля 2000 г.); Положением о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями .их права на выезд из Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 302)

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются:

заграничный паспорт гражданина Российской Федерации;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В указанных нормативных документах отражен вопрос о порядке выдачи и оформления всех видов загранпаспортов, проведение проверок по заявлениям и принятие решений о выдаче паспорта, порядок ограничения права на выезд из Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих доступ к информации, отнесенной к гостайне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.