Рефераты. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

Работа может быть использована в правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания курсов российского гражданского и международного частного права. Она способна оказать содействие авторам при защите их интересов в случае заключения конкретных договоров с пользователями на уступку прав созданного или создаваемого произведения.

Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации

1.1 Общая характеристика субъективного авторского права

Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, в том числе и в сфере шоу-бизнеса..

Распространение норм авторского права на произведения в сфере шоу-искусства является традиционным для российского законодательства, занимающегося произведениями, принадлежащими к акту творчества в сфере массово-зрелищных мероприятий.. При разрешении вопроса об охране того или иного произведения, представляется необходимым дать определение соответствующим категориям.

Термин «наука» обычно рассматривается как «сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности». Данное понятие также включает в себя полученные в ходе научной деятельности результаты .

Понятие «искусство» трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительных искусств, музыку, хореографию, театр, эстраду, шоу-программы, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.

Более сложно определить, в каком значении употребляется здесь слово «литература»: распространяется ли этот термин лишь на художественную литературу или же на любые произведения, выраженные в словесной форме.

Так, по мнению В.И. Серебровского, в литературном произведении духовное творчество выражается словесно, а в научном - также словесно и кроме того, посредством различных вычислений, таблиц, формул, схем и т. п.

М.В. Гордон полагает, что литературные произведения не ограничиваются произведениями художественной литературы и относит сюда произведения науки и техники, созданные в форме книг и статей.

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, применяют термин «литература» ко всякого рода словесным произведениям, «кроме научных и технических», причем «техническую литературу» они считают охваченной понятием «научного произведения».

А.П. Сергеев утверждает, что данные категории используются в законе не в своем обычном значении, иначе они взаимно накладывались бы друг на друга. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не относящихся к произведениям науки или искусства. Далее, анализируя ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» он справедливо отмечает, что термин «литературное произведение» используется там в более широком значении, когда им охватывается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в «оригинальной композиции и посредством оригинального изложения». В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и другие работы.

Несмотря на то, что программы для ЭВМ являются информационными технологиями, они также относятся к литературным произведениям, и подпадают под действие норм Закона об авторском праве.

Такое решение было принято с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, программы для ЭВМ являются результатами творческой деятельности, выражаются в объективной форме и, следовательно, отвечают всем признакам объектов авторского права. Во-вторых, авторско-правовая охрана программ для ЭВМ является более оперативной, дешевой и демократичной по сравнению с их защитой на основе положений патентного законодательства. Сложность экспертизы программ на мировую новизну, длительность процедуры патентования, нецелесообразность в ряде случаев публикации описания программ - все эти обстоятельства склонили выбор в пользу авторского права, которое не выдвигает каких-либо формальных требований для предоставления охраны. Наконец, немаловажное значение имел и тот факт, что авторско-правовой вариант защиты программного обеспечения уже был избран большинством стран. Установление в этих условиях особой системы защиты исключило бы Россию из сферы международной авторско-правовой охраны, обеспечиваемой нормами ныне действующих конвенций.

Однако при регулировании отношений, связанных с созданием и использованием программ для ЭВМ, в авторское право могут быть введены нормы, не характерные для данного института в целом. Таким образом, в развитие общих положений Закона было принято специальное законодательство, - а именно Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и дополняющие его подзаконные акты.

В правовой литературе неоднократно указывалось, что могут существовать результаты творческого труда и в других областях, прямо не относящихся к сфере шоу-искусства, например, техническое творчество. Иными словами, можно ли отнести к сфере научной деятельности промежуточную область между теоретической наукой и материальным производством, то есть область создания новой техники.

Большинство исследователей полагает, что никакого особого «технического творчества» в отличие от научного творчества не существует и, следовательно, все произведения, раскрывающие содержание технических решений до их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права, должны пользоваться авторско-правовой охраной как произведения науки.

Таким образом, охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права.

В субъективном смысле авторское право можно рассматривать как комплекс отдельных правомочий, принадлежащих автору.

Общей необходимой предпосылкой для возникновения гражданских прав, в том числе и авторских, является гражданская правоспособность. Закон (ст. 17 ГК РФ) определяет правоспособность граждан как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.

Из содержания гражданской правоспособности следует возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов. Сама эта возможность не встречала каких-либо возражений как в юридической науке, так и на практике ( например, Ника Турбина опубликовала свой первый поэтический сборник в возрасте восьми лет ). Более того, способность к созданию отдельных видов произведений искусства (в частности, музыкальных произведений ) начинает проявляться у автора именно в раннем возрасте. Известно, что первые композиторские опыты Дмитрия Шостаковича («Гимн свободе» и другие фортепианные пьесы) относятся к 9-11 годам, а Сергей Прокофьев к тринадцатилетнему возрасту уже был автором четырех опер, двух сонат, симфонии и многочисленных фортепианных пьес.

Несовершеннолетние, то есть лица от 14 до 18 лет, осуществляют авторские права на созданные ими произведения совершенно самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26, п. 2 ГК РФ). Данное правило содержит изъятие из общего правила об объеме дееспособности несовершеннолетних, согласно которому физические лица могут осуществлять свои гражданские права только с 18 лет.

За малолетних, то есть за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан, авторские права осуществляют их родители или опекуны, как законные представители (ст. ст. 28-29 ГК РФ). В частности, именно родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры, осуществляют защиту их законных интересов в случае правонарушения и т.д. Однако, стороной по договору при этом остаётся сам малолетний.

Граждане, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставящие свою семью в тяжелое материальное положение и признанные в этой связи ограниченно дееспособными, осуществляют авторские права только с согласия назначенных им попечителей (ст. 30 ГК РФ). Таким образом, автор, дееспособность которого ограничена в судебном порядке, может распоряжаться правами на созданные им произведения лишь под контролем попечителя, ограждающего своего подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Авторские права признаются и за иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. Согласно ст. 5 (п. 1) Закона авторские права иностранцев охраняются на произведения, обнародованные на территории России либо не обнародованные, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме. Данное правило не делает каких-либо различий в правовом положении российских и иностранных авторов, и выражает территориальный принцип, широко применяемый в международных соглашениях. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами Российской Федерации, его охрана осуществляется в соответствии с международными договорами. При этом произведение также считается опубликованным в России, если в течение 30 дней со дня его первого опубликования за рубежом, оно было опубликовано на ее территории (ст. 5, п. 2).

Согласно ст. 6 Закона авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизвести результат творческой деятельности автора, независимо от того, выпущено произведение в свет или нет. В связи с этим следует полагать, что права автора возникают одновременно и в тот момент, когда созданное им произведение выражено в какой-либо объективной форме (на бумаге, пленке и т.д.) .

Авторские правомочия по своему содержанию могут быть разбиты на две значительные категории: права личные неимущественные и имущественные.

Признается, что личные неимущественные права охватывают творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, и не имеют имущественного содержания.

Имущественные права, напротив, имеют экономическую ценность и подлежат денежной оценке. Они могут быть переданы другим лицам на основании авторских договоров.

Период действия имущественных прав ограничен сроком жизни автора и 50 годами после его смерти, в то время как личное неимущественное авторское право является бессрочным.

На требования о защите личных неимущественных авторских прав не распространяется действие исковой давности (ст. 208 ГК РФ). Этот признак означает, что автор (или его наследники) может осуществлять данное право без какого-либо ограничения срока и сливается с его бессрочным характером. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать об их нарушении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.