учреждения платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994
г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам.
Налог на доходы банков был отменен и кредитные учреждения стали вносить в
бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из
двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли
любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности
поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могли установить налог
еще в пределах 25%. Таким образом для предприятия данный налог повысился с
32% в 1993 г. до 35—38% в 1994 г. В следующем году произошли новые
уточнения: законодательные органы субъектов Федерации стали иметь
возможность устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%, и общая
ставка налога составляла 35% (13+22). Более высокие ставки применялись к
банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической
деятельности. Для них ставка регионального налога могла быть установлена до
30%, а общая ставка —до 43%. Затем, Федеральным законом РФ от 31.03.1999г.
№ 62-ФЗ ставки налога на прибыль с 01 апреля 1999г. были снижены до 11% для
федерального бюджета и не свыше 19% для регионального бюджета (а для
предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок,
страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных
организаций, - по ставкам в размере не свыше 27%). В местные бюджеты
зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам,
устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в
размере не выше 5 процентов. С 01 января 2001г. в г. Москве действует
ставка налога на прибыль в размере 35% (11% - федеральный бюджет и 24% -
городской бюджет), а для прибыли, полученной от посреднической
деятельности, страховых, бирж, брокерских контор и кредитных учреждений –
43% (11% +32%).[7]
Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются
особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным
ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке
15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других
предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.
Доходы видеосалонов (видеопоказа), от проката носителей с аудио-,
видеозаписями, игровыми и иными программами, облагаются по ставке 70%.
Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Федерации,
включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению. В состав
затрат, имевших место для получения дохода за границей, включается и сумма
уплаченного там налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы
не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской
Федерации по прибыли, полученной за границей.
Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо
федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы
страны. С самого начала он был определен в качестве регулирующего источника
доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и
местные бюджеты по расчетам Минфина России. А затем нормативы были
узаконены, региональные власти получили широкие полномочия в установлении
своей части налога. Эти полномочия касаются и налоговых льгот. В настоящее
время налог на прибыль стоит на первом месте среди доходных статей
регионов.
Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривает
большое количество налоговых льгот. Мы рассмотрим здесь только льготы,
установленные федеральным законодательством. Но представительные органы
субъектов Федерации могут вводить свои налоговые льготы в части,
поступающей в их бюджеты. Льготы не могут предоставляться отдельным
конкретным налогоплательщикам. Их можно применить только к категориям
предприятий исходя из приоритетов экономического и социального развития
регионов. В этом отношении российское законодательство переняло, хотя и не
сразу, американский опыт.
Итак, облагаемая прибыль уменьшается на суммы:
• направленные на финансирование капитальных вложений
производственного назначения в отраслях материального производства и в
жилищное строительство во всех отраслях, а также на погашение кредитов
банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по
кредитам;
• затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе
учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта,
детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и
инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в содержании
данных объектов (Следует иметь в виду, что затраты принимаются не
полностью, а в пределах норм, утвержденных местными органами
государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и
учреждения).
• взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой налогом
прибыли;
• направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения,
развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату
труда) в данном образовательном учреждении;
• направленные научными организациями на проведение и развитие научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ соответствие с перечнем,
устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
• направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных
исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% в
общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли;
• направленные организациями кинематографии на финансирование
строительства кинозалов (в т.ч. в порядке долевого участия), а также на
погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая
проценты по кредитам.[8]
Кроме этого, льготируются средства направленные на развитие
предприятий уголовно-исполнительной системы, пожертвования в избирательные
фонды и др.
Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии
инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности.
Для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций
и объединений, творческих союзов, благотворительных фондов,
налогооблагаемая прибыль снижается на сумму, направленную на осуществление
их уставной деятельности. Эта льгота не относится к политическим партиям и
движениям, профессиональным союзам.
С 1996 г. от налога освобождается прибыль, полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами,
телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению
периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от
производства и распространения продукции средств массовой информации и
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части,
зачисляемой в федеральный бюджет; полученная полиграфическими предприятиями
и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой
информации в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная редакциями
телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению
периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов
деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по
основному профилю их деятельности. Данная льгота не распространяется на
прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств
массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий
рекламного и эротического характера.
Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило
убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на
его покрытие в течение последующих пяти лет при условии полного
использования на эти цели средств резервного фонда. Но при этом не
учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли,
а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. в результате превышения
фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой
величиной, убытки, полученные от превышения норм и нормативов,
установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете
налогооблагаемой прибыли.
С 1997 г. предоставлена налоговая льгота товариществам — собственникам
жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой
прибыли на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых
помещений, инженерное оборудование жилых домов.
Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому
бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года
после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного
потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству
строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции
(работ, услуг). В третий и четвертый год работы эти малые предприятия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22