проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие
налоги, как государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью
зачисляются в местные бюджеты.
Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических
лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,
включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений
могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании
федерального бюджета.
Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен
составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта
Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с
недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70%
доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это
расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета
нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти
минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности
закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов,
дотациями и субвенциями.
Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой
государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования Российской Федерации), доходная
часть которых формируется за счет обязательных взносов. Эти взносы
объединены в один социальный налог с расщеплением поступлений по фондам и
предназначены для мобилизации средств для реализации права граждан на
государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает
возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из
собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий
бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов
хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,
внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти
полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как
доходной, так и расходной его частей.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя
налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных
федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с
США и Германией при сохранении некоторых специфических российских
особенностей.
3. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ
Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в
денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и
политической функций, необходим бюджет, который представляет собой
экономическую форму образования и использования основного централизованного
фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни
и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно
централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.
Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение
государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности –
обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности
государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета
удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на
образование, здравоохранение, культуру и искусство.
Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств –
собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что
изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и
предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный
характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется
значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется
на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных
кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней
формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации –
группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации
группировочных кодов.
Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых
для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают,
таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с
распределением денежных средств государства и их использованием.
Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному
назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости
от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы
подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и
капитальные (бюджет развития).
Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных
организаций и включают: текущие затраты на содержание органов
государственной власти и управления, правоохранительных органов, на
оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг
народному хозяйству; выплата процентов по государственному долгу; бюджетные
ссуды на текущие нужды и др.
Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и
развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности
в форме их расширения, реконструкции, технического перевооружения (т.е. с
финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных
средств).
В соответствии с функциональной классификацией расходы
консолидированного бюджета подразделяются на две группы: собственно
государственные расходы и ссуды. Государственные расходы включают
финансирование затрат на:
. государственное управление;
. международную деятельность и национальную оборону:
. правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
государства;
. федеральную судебную систему; фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу;
. промышленность, энергетику и строительство;
. сельское хозяйство и рыболовство;
. охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию,
картографию и геодезию;
. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
. предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий;
. образование;
. культуру и искусство;
. средства массовой информации;
. здравоохранение и физическую культуру;
. социальную политику;
. обслуживание государственного долга;
. пополнение государственных запасов и резервов:
. прочие расходы;
. расходы целевых бюджетных фондов.
Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным
видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных
средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и
действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, к основным принципам которого относятся:
. достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
. целевой характер использования бюджетных ассигнований;
. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных
показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
. безвозвратность бюджетных ассигнований.
Безвозвратное финансирование негосударственных организаций
осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения
государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале
предприятия.
В настоящее время бюджетным организациям разрешено заниматься
коммерческой деятельностью. Средства, полученные бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета,
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на
счетах, открытых им в органах федерального казначейства, и расходуются
бюджетными учреждениями самостоятельно в пределах остатков средств на их
лицевых счетах.
Важную роль играют государственные инвестиции, особенно в отраслях, от
которых зависит национальная безопасность или где необходима
государственная поддержка для осуществления структурных преобразований и
придания первоначального импульса к развитию новых территорий или
производств. За счет государственных инвестиций поддерживаются
перспективные исследования или отрасли, которые не способны на быструю
отдачу от вложения средств, но развитие которых важно в стратегическом
плане. Также государственные органы инвестируют в производства, развитие
которых представляется значимым в социальном плане. Перечни инвестиционных
проектов, финансируемых за счет средств бюджета, образуют целевые
инвестиционные программы, приоритетами которых являются:
. наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и
высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное накопление
потребительского рынка;
. поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22