квадриллиона рублей неплатежей, что составляет около половины ВВП России, а
денежный агрегат М2 - двести девяносто триллионов рублей)[6] оценить точно
сейчас никто не может и каких либо статистических данных нет ни у кого. На
мой взгляд, заинтересованными сторонами в развитии этой параллельной
экономики являются:
отдельные федеральные правительственный ведомства, понимающие, что, поборов
денежную инфляцию и закрыв глаза на эмиссию векселей, российская экономика
хоть как то может продолжать работать;
представители отдельных коммерческих банков России, которые в рамках
программ финансирования отдельных отраслей под правительственные гарантии,
получают сверхдоходы, не снившиеся им в условиях денежной инфляции 1992-
1994 годов.
руководители региональных властей, получившие в свои руки миниэмиссионные
центры - уполномоченный банки администраций, со всеми вытекающими от сюда
плюсами.
директорат промышленных предприятий, якобы, из-за кризиса неплатежей
неплатящий налоги, заработную плату своим рабочим, скрывающий истинное
положение с реализацией от акционеров и собственников предприятий.
сложившийся круг финансовых посредников, близко стоящий как к региональному
руководству, так к промышленному генералитету.
Если брать отдельно налоговый аспект проблемы параллельного
существования вексельной экономики, то можно привести слова главы
«Уралмаша» господина Бендукидзе К., что, если в стране в обращении
находятся две валюты , и с одной из них берется налог, а с другой - нет, то
неналогооблагаемая валюта вытесняет из обращения ту, которая облагается
налогом.
В качестве одного из первых мероприятий легализации вексельного
оборота, который по своей сути является нормальным рыночным явлением и
который исказила именно российская экономика неплатежей, можно было бы
предложить:
внедрение в практику векселей банков вместо векселей промышленных
предприятий. Законодательно это закрепить нельзя, но можно предложить целый
комплекс мер, которые позволят банковским векселям занять лидирующее место
в организации вексельных расчетов. Как отмечалось выше, эмиссия банковских
векселей подлежит косвенному регулированию в соответствии со значением
обязательного экономического норматива Н13 для кредитных учреждений;
проведение вексельного обращения к единым стандартам, действующим в
рыночной экономике:
безусловное соблюдение вексельной дисциплины, законодательное запрещение
освобождения по каким-либо причинам любого векселедателя от наложенного
протеста, а также от обеспечения платеже государственными дотациями,
перепиской векселей, выдачи новых ссуд и т.д.
принятие реального механизма банкротства , что создаст юридические и
экономические основы для ведение жесткого механизма протеста векселей.
введение практики отказа в использовании открытых кредитов и открытии
новых, восстановление кредитования несостоятельных векселедателей по
истечении одного-двух лет (по усмотрению банка) со дня протеста
непогашаемого векселя, при условии, что за этот промежуток времени или не
будет допущено других протестов, а опротестованный вексель оплачен.
развитие информационной базы коммерческих банков. Каждый банк должен знать
о протестах , совершенных от имени другого банка. Целесообразно провести
регистрацию всех без исключения векселей, опротестованных как от имени
банков, так и безо всякой связи с банковскими операциями.
нотариусы должны сообщать коммерческим банкам сведения обо всех
опротестованных у них векселях в ведомостях, которые после регистрации в
книге протестов в банке передаются в Центральный банк, ведущий каталог
протестов. В целях поддержки вексельной дисциплины он должен информировать
все коммерческие банки и другие кредитные учреждения , а также крупных
клиентов о протестах векселей, классифицированных по группам контрагентов,
издавая «Бюллетень протестов векселей». Указанные в нем статистические
данные опубликованию в другой печати не подлежат, сам бюллетень следует
сделать платным подписным изданием для служебного пользования.
Следующим перспективным видом непрямого банковского кредитования
является факторинг (согласно гл. 43 ГК РФ правильнее использовать термин -
финансирование под уступку денежного требования).
Хотелось бы сказать, что все эти предлагаемые меры либо указаны в
Единообразном вексельном законе (ЕВЗ)1930 года, либо в принятых российских
законодательных актах, но из-за отсутствия механизма практического
применения в современных российских условиях сегодня не работают. Можно
сразу предупредить традиционную ошибку нашей законодательной власти в
вопросах регулирования вексельного обращения отступать от положений Единого
вексельного законодательства, которому в 1936 году Россия присоединилась,
подписав Женевскую международную конвенцию о векселях 1930 года.
Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых
требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в
процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в
сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового,
страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988
г. Международным институтом унификации частного права (согласно п.3.3.
Указа Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 Россия должна в ближайшее время
присоединиться), операция считается факторингом в том случае, если она
удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых
требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета
реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного риска.
Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет
счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных
признаков.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних
предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за
несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для
них источников.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1
октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые
отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны.
Задача факторинговых отделов — на договорной и платной основе выполнять для
предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим
завершением их расчетов за товары и услуги.
В настоящее время факторинговый отдел банка(именуемый в дальнейшем
финансовым агентом) может предоставлять своим клиентам следующие основные
виды услуг:
приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по
товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей,
состав которой заранее согласовывается с финансовым агентом (покупка
срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);
осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по
товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями
(покупка просроченной дебиторской задолженности);
приобретать векселя у своих клиентов.
Суть операций факторингового отдела по услугам 1-ой группы заключается
в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику оплату
выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований-поручений
немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь,
поставщик передает банку право последующего получения платежей от этих
покупателей в пользу финансового агента на его счет. Досрочная (до
получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных
требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему
банком кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления
поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от
платежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно
денежные средства на свой счет, клиент банка имеет возможность, в свою
очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует
ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.
При покупке финансовым агентом у хозорганов просроченной дебиторской
задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих
средств. указанную задолженность не огульно, а при определенных условиях:
при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от
банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с
кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке
клиентом финансовому агенту просроченной дебиторской задолженности имеют
повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер
комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5—2 раза выше, чем при
покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты
которых не наступил.
В связи с развитием вексельной формы расчетов факторинг стал оказывать
предприятиям новую услугу — покупать у поставщиков векселя с немедленной их
оплатой (учет векселя). Подобная факторинговая операция обеспечивает
поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в
оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для
должника. За учет векселя банк взимает по договоренности с клиентом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19