ФРЦ создается в г. Москве для проведения расчетов в режиме реального
времени.
В ФРЦ будут открыты счета всем участникам системы валовых расчетов в
режиме реального времени, в том числе подразделениям Банка России.
В ФРЦ будут осуществляться следующие операции:
- открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций;
- открытие и ведение счетов клиентов Банка России;
- осуществление расчетов в валюте Российской Федерации Банком России
с кредитными организациями по кредитованию, купле-продаже
иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами;
- по учету обязательных резервов кредитных организаций,
депонированных в Банке России;
- по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России;
- часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России.
Головные расчетно - кассовые центры (ГРКЦ)
ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах.
ГРКЦ на I и II этапах оптимизации расчетной сети осуществляют ведение
счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (их филиалов),
исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов
власти местного самоуправления, финансовых и налоговых органов,
исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, управлений
Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, бюджетных
организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего
региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым
положением о расчетно-кассовом центре Банка России.
На заключительном III этапе оптимизации расчетной сети ГРКЦ
реорганизуются в операционно - кассовые центры (ОКЦ).
Операционно - кассовые центры (ОКЦ)
ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в
соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового
обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных
документов ГРКЦ и ФРЦ.
ОКЦ производят электронный обмен информацией с ГРКЦ и ФРЦ при
осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов),
органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных
внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных
организаций, находящихся в зоне обслуживания ОКЦ.
Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские и лицевые счета
кредитных и некредитных организаций, за исключением специальных счетов,
связанных с учетом операций с денежной наличностью.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ)
РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых
центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми
основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности
передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I
и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов,
расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых
и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов,
отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других
клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также
осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно
- кассовом центре.
РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ.
На заключительном этапе оптимизации расчетной сети РКЦ реорганизуются
в ОКЦ.
Оптимизация расчетной сети Банка России будет осуществляться в три
этапа в соответствии с одобренным Советом директоров "Планом мероприятий
поэтапной оптимизации расчетной сети Банка России в разрезе регионов
Российской Федерации" по мере проведения необходимых организационно -
технических мероприятий.
Первый этап оптимизации расчетной сети
На первом этапе оптимизации расчетной сети:
- ликвидируются расчетно-кассовые центры, обрабатывающие в среднем за
один рабочий день менее 100 расчетных документов, расположенные на
расстоянии менее 100 км (по автомобильной или железной дороге) от
других РКЦ. По указанным критериям ликвидируются 143 РКЦ;
- ликвидируются по просьбе территориальных учреждений ЦБ РФ 5 РКЦ,
расположенных в республиканских, областных и краевых центрах;
- численность РКЦ, сохраняемых на I этапе оптимизации расчетной сети,
приводится в соответствие с нормами нагрузки на учетно-операционных
и кассовых работников.
Счета действующих кредитных организаций и других клиентов, закрываемых
РКЦ передаются в ближайшие РКЦ, а при наличии технических возможностей - в
ГРКЦ. Счета кредитных организаций, по которым отозваны лицензии, а также
счета ликвидационных комиссий передаются в ГРКЦ.
Передача счетов клиентов и использование помещений ликвидируемых РКЦ
производятся в порядке, утвержденном Советом директоров Банка России.
Помещения ликвидируемых РКЦ могут быть использованы как центры доступа
в телекоммуникационную сеть Банка России для размещения необходимого
оборудования.
Мероприятия первого этапа позволяют определить состав субъектов
расчетной сети Банка России, подлежащих техническому перевооружению и
оснащению современными средствами связи.
Второй этап оптимизации расчетной сети
Мероприятия II этапа связаны и будут осуществляться одновременно с
реализацией программы технического перевооружения учреждений Банка России,
подключением регионов к Единой телекоммуникационной банковской системе.
На втором этапе оптимизации расчетной сети:
- ликвидируются РКЦ в областных, краевых и республиканских центрах.
Будет ликвидировано 42 РКЦ. Счета клиентов этих РКЦ будут переданы
в ГРКЦ;
- все счета кредитных организаций и других клиентов Банка России из
действующих РКЦ передаются в ГРКЦ.
Допускается в исключительных случаях сохранение РКЦ при невозможности
обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами
связи, а также при нецелесообразности передачи большого объема операций в
два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). Перечень таких объектов утверждается
Советом директоров;
- РКЦ реорганизуются (после передачи счетов в ГРКЦ) в ОКЦ. Будет
реорганизовано 933 РКЦ;
- изменяется порядок финансирования затрат на содержание
подразделений расчетной сети. Финансирование капиталовложений и
текущих затрат на содержание подразделений расчетной сети будет
определяться исходя из потребностей на основе данных паспортов
расчетно-кассовых центров в соответствии с отраслевыми нормативами
Банка России;
- осуществляется переход (на завершающей стадии II этапа) на прием
подразделениями расчетной сети информации о платежах от
обслуживаемой клиентуры исключительно в электронном виде.
При этом на этапах, связанных с внедрением электронной технологии
осуществления расчетов, а также в процессе дальнейшей ее эксплуатации будут
предусмотрены процедуры перехода подразделений расчетной сети на резервные
(почтовая, телеграфная) технологии.
Таким образом, на втором этапе в расчетную сеть будут входить ФРЦ, 78
ГРКЦ, 933 ОКЦ, до 120 РКЦ (ориентировочно). При этом ФРЦ будет осуществлять
исключительно межрегиональные платежи.
Проведение мероприятий I и II этапов оптимизации расчетной сети может
пересекаться или совпадать по времени.
Третий этап оптимизации расчетной сети
На третьем этапе оптимизации расчетной сети:
- производится передача всех счетов кредитных и других организаций,
клиентов Банка России из ГРКЦ и РКЦ в Федеральный центр расчетов;
- ГРКЦ И РКЦ реорганизуются в ОКЦ.
Для проведения мероприятий по оптимизации расчетной сети Банка России
создается Информационно - аналитическая система расчетной сети Банка России
(ИАС).
Информационно - аналитическая система расчетной сети ЦБ РФ включает в
себя распределенную базу данных о состоянии расчетной сети в разрезе
регионов РФ:
- краткий информационный бюллетень;
- паспорт РКЦ;
- инструментарий обработки, подготовки информации и решения
оптимизационных задач по организации, ликвидации, реорганизации и
перераспределению нагрузки РКЦ (методики, алгоритмы и программы).
Введение паспортов РКЦ и внедрение ИАС обеспечивают возможность
разработки комплекса отраслевых нормативов нагрузки персонала и текущих
затрат в разрезе выполняемых функциональных задач; определения оптимальных
требований к объемам выполняемых операций, помещениям, программно -
техническим средствам, условиям связи, численности и квалификации персонала
и др.; усиления контроля за эффективностью, надежностью и безопасностью
осуществления расчетов и других операций через расчетную сеть Банка России.
Процесс принятия решений по оптимизации расчетной сети будет
осуществляться исходя из потребностей на основе вышеуказанных отраслевых
нормативов и типовых требований Банка России.
Организация новых подразделений расчетной сети Банка России
допускается в исключительных случаях при невозможности создания оптимальной
расчетной сети на базе действующих РКЦ.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)” (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 № 65-ФЗ, от
27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.95 № 214-ФЗ, от 20.06.96 № 80-ФЗ, от
27.02.97 № 45-ФЗ, от 28.04.97 № 70-ФЗ, от 04.03.98 № 34-ФЗ, от
31.07.98 № 151-ФЗ, от 08.07.99 № 139-ФЗ).
2. Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России №336 от
07.10.1996г.
3. Положение о порядке проведения операций по оплате расчетных
документов с корреспондентских счетов коммерческих банков (в ред.
Письма ЦБ РФ №214 от 13.12.1995г., Указания ЦБ РФ №257 от
18.03.1996г.).
4. Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых
через расчетную сеть Банка России №36-П от 23.06.1998г.
5. Концепция развития расчетной сети Банка России, Протокол №29.
-----------------------
[1] Федеральный закон «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ» от 02/12/90г. №394-1, ст.4.
[2] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.1, п.1.1.
[3] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.1, п.1.3.
[4] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.6.
[5] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.7.
[6] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.9.
Страницы: 1, 2, 3, 4