направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики
валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности
кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и
иных нормативных актов в области банковского дела.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат,
территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные
центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,
учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности,
необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки
республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные
учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права
принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии
и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета
директоров.
Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган —
Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12
членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров
разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления
единой государственной денежно-кредитной политики. Устанавливает
экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных
организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России,
определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного
капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных
денег из обращения.
Основные цели, функции и операции ЦБ РФ отражены в Федеральном законе «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.
:
. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
. развитие и укрепление банковской системы РФ;
. . обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов.
Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих
функций, сформулированных в ст. 4, а именно, ЦБ РФ:
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую
государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций
и организаций, занимающихся их аудитом;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
.8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимые для
выполнения основных задач Банка России;
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже
иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствиис законодательством РФ;
принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного
баланса РФ;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде
всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
публикует соответствующие материалы и статистические данные;
14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Как видно из приведенного перечня, функции ЦБ РФ в основном совпадают с
функциями центральных банков промышленно развитых стран. Из определения,
которое дано Законом о Банке России первой функции ЦБР, следует, во-первых,
что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой,
которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с
Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической
политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной
политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз
макроэкономических показателей, который использовался при составлении
проекта федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития
экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения
устойчивого долговременного экономического роста.
Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная политика направлена на
защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней
стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.
Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий
экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-
кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а
также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфляции было,
есть и будет главной целью денежно-кредитной политики ЦБР.
Снижение инфляции — конечная цель денежно-кредитной политики. Следует,
однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели
напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно
влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых
ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.
В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как
одновременное достижение всех целей практически невозможно: например,
поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к
нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок,
поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стремление
поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам
может привести к расширению или сжатию денежной массы.
Традиционной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России
является денежное таргетирование, которое предполагает поддержание темпов
роста денежной массы. На практике это означает, что ЦБР ежегодно определяет
в качестве основных ориентиров денежно-кредитной политики среднегодовой
темп инфляции и годовой прирост денежной массы. Например, на 2001 г.
предусматривался темп инфляции 12—14%, а прирост денежной массы (агрегат
М2) — 27—34%; на 2002 г. соответственно: 14,3-15,5% и 22-28%.
ЦБР неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской
Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно
роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами
снижаются, однако несмотря на это, денежное таргетирование по-прежнему
определяется как промежуточная цель денежно-кредитной политики. Воздействие
Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования
ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для
этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной
политики. К основным из них относятся следующие:
1) процентные ставки по операциям ЦБР (минимальные ставки, по которым
ЦБР осуществляет свои операции);
2) нормативы обязательных резервов, деноминируемых в ЦБР(резервные
требования);операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами
и облигациями ЦБР, а также краткосрочные операции
типа репо с ценными бумагами;
рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;
валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос
и предложение денег;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление
лимитов на кредитование коммерческих
банков, проведение банками отдельных операций;
выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых только
среди кредитных организаций.
С 1996 г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились
депозитные операции ЦБР (привлечение в депозиты свободных средств банков
для регулирования их ликвидности как на фиксированные сроки, так и до
востребования).Следует отметить, что набор используемых Банком России
инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики,
состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов.
Например, более двух лет не используется такой метод денежно-кредитной
политики, как изменение норм обязательных резервов. Последнее повышение
было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повышения
нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно
прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного
давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма
активно. В 1992—1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования
достигала максимально возможных по Закону — 20%. В 1996—1999 гг. нормы
депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1
января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам
юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических
лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам
физических лиц — 7%.
Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение
процентньгх ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка
рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. —
девять раз), причем нередко с интервалом в одну-две недели, иногда
одновременно на 30—40 пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6