Рефераты. Характеристика аналитических жанров журналистики

11. Репортаж


Репортаж – это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. В основе репортажа лежит событие в динамике, наглядное изображение действительности, причем это общественно-значимое событие развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Особенности жанра: оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активнодействующее авторское Я, которое помогает создавать эффект присутствия.

Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению.

Репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия.

Для появления репортажа должен быть событийный повод. Журналист фиксирует впечатления, реплики, фрагменты портрета, передает ощущения увиденного. Логично выстроенная цепочка событий в их последовательности и детальности подробно создает наглядность и убеждает в достоверности. Таким образом, задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся). Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации.

Журналист в репортаже часто использует элементы интервью, зарисовки, вводит небольшие диалоги, характеристики персонажей.

Наиболее ярко авторское Я проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события (н\р, когда репортер меняет профессию). Метод маски – это, когда журналист надевает маску другой профессии (рубрика испытано на себе). Только так (испытано на себе) журналист получает много новой и интересной инфы, но и испытывает ощущения. Этот метод позволяет: сделать читателя соучастником события. Заставить пережить подобные эмоции, сопереживать, побудить к действию, получить факты, которые невозможно получить методом интервью, изнутри познать явление. Кроме этого, авторское Я проявляется через комментирование события, через языковые ср-ва. Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе, но через повествование становится ясно, что он является свидетелем события. Репортер может использовать в материале я и мы.

Перечислим основные виды репортажа:

1.событийный – наиболее распространенный вид. Он оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности.

2.познавательный – в основе не событие, а тема, которую освещает репортер (это м.б. рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории). Они не столь оперативны, как событийные. Автор выстраивает материал по своему усмотрению.

3.проблемный – репортаж несет в себе элементы анализа события. Здесь поднимаются актуальные, экономические, научные вопросы.

Итак, репортаж - это оперативный жанр, журналист передает детали события и при помощи изобразительных средств дает живую картину. Репортаж отличается динамикой изложения, эффектом авторского присутствия. Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка – это сжатое, лаконичное, выражение мысли, вывод. Жанр предлагает монолог автора, комментарий очевидцев.

Образная картинка – это обязательный элемент репортажа: описание местности где происходит действие, присутствующих людей, погоды.

Итак, перечислим природообразующие элементы репортажа:

• последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

• наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

• предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

• образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

• эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

• активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

В настоящее время жанр интервью широко распространен как в печатных, так в аудиовизуальных СМИ. Пр: Труд Лика Брагина (23-03-2010) «Заработано лицом», рубрика спецрепортаж,Наталья кочмарек (9-04-10)Анна Лялякина, Екатерина Маркелова (31-03-10) Опознали. «Коммерсантъ» Андрей Колесников. В «Новой газете» Зинаида Бурская.


12. Интервью


Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам СМИ. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим (мнением компетентного лица) оно интересно аудитории. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, именно журналист пытается спрогнозировать, что будет интересно его аудитории, во-вторых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а в-третьих, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда – косвенно) и позицию корреспондента.

Внутрижанровые разновидности: 1.Интервью-диалог – журналист влияет на ход беседы, направляет ее в нужное русло. 2.Интервью-монолог – один вопрос в начале беседы, а интервьюер отвечает на протяжении всей беседы. Хотя журналист по ходу беседы может задавать и большое количество вопросов, но для читателя представить разговор в виде монолога. 3.Интервью-сообщение – содержание беседы журналист пересказывает, или передает в форме отчета. 4.Интервью-мнение (экспертное интервью) – развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме. 5.Блиц-опрос – журналист пытается получить ответ на 1,2 вопроса от множества людей.6.Пресс-конференция

В своем учебнике А.А.Тертычный также выделяет информационное и аналитическое интервью. По его мнению, в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал. В последнем случае роль автора заключается в том, что он своими вопросами задает направление анализа, которое осуществляет информируемое лицо.

Виды вопросов: закрытые (предполагаемый ответ - да, нет), открытые (предполагаются полные ответы, почему, каким образом), зеркальные (состоит в повторении с вопросной информацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Это помогает создавать в беседе новые повороты), риторические (их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Необходимо следить, чтобы не скатиться до уровня демагогии, или смешной ситуации), переломные (удерживают беседу в строю. Используются для перехода с одной проблемы на другую), вопросы для обдумывания (заставляют собеседника размышлять), подтверждающие (задают, чтобы найти взаимопонимание), дополнительные (повторные вопросы на ответы, не удовлетворившие журналиста), заключающие вопросы (призваны закончить беседу. Это могут быть подтверждающие вопросы, подведение итогов. Или можно задать интересный вопрос, чтобы оставить благоприятное впечатление).

На каждый из этих вопросов журналист может получить определенный ответ от своего собеседника. М.И. Шостак выделяет такие виды ответов: полные и неполные; обстоятельные и краткие; точные и уклончивые; демонстрирующие готовность продолжать беседу и нацеленные на ее срыв; исчерпывающие тему и намеренно обрывающие ее. Сложность для журналиста чаще всего представляют пространные ответы (ответ как бы полностью выговорившегося собеседника), «поучающий» ответ и ответ с ухмылкой (свидетельствуют об общем неблагополучии беседы).

Начальная работа над интервью: 1. постановка цели: какую информацию предстоит собрать? 2. подготовительный – знакомство с темой, работа с источниками инфы, сбор сведений о герое (поступки, знакомство с родственниками, соседями, изучение биографии). 3. создание вопросника: формулировка вопросов на основные темы, которые будут задеты в интервью. Четкой последовательности быть не может. (Тина Канделаки, СТС).

В настоящее время жанр интервью широко распространен как в печатных, так в аудиовизуальных СМИ. Приведем примеры. На местном ТВ: ГТРК программа «Гость в студии» (Пантелеев, острые вопросы, разные гости), УТВ «Железная логика», «Есть повод», печать: ПН Марго Неугодова (интевью со знаменитостями), Звезда. Федеральные: Марианна Максимовская (Неделя), Познер, Тигран Кеосаян, печать: В Известиях есть рубрика Интервью: Наталья Кочеткова, Михаил Майков, Рос газета, Спорт-экспресс – очень широко (Александр Кружков), НезависГ (Николай Сурков, Виктория Памфилова)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.