минимальных затратах (издержках обращения). Следует отметить, что затраты
МТО строительной фирмы составляют 55-60 % в общем объеме совокупных затрат
на производство строительной продукции. Решение задачи по минимизации этих
затрат является одним из основных резервов снижения себестоимости
строительно-монтажных работ.
Суммарные издержки обращения системы МТО строительной фирмы вычисляются
по следующей формуле:
И 0 = И оз + И р + И тр + И эскл + И пп,
(1)
где И оз – издержки размещения и обработки заказа;
И р – цена материально-технических ресурсов;
И тр – транспортные издержки;
И эскл – заготовительно-складские издержки;
И пп – издержки отслеживания материальных ресурсов в пути.
В свою очередь, транспортные издержки при применении складской формы
снабжения вычисляются по формуле:
Итр = Из
+ И д, (2)
где Из – издержки по завозу ресурсов на склад фирмы;
Ид – издержки по доставки ресурсов на объекты.
Возможность достижения различных значений издержек обращения при разных
формах организаций МТО в строительной фирме ставит задачу технико-
экономического анализа вариантов и выбора рационального, при котором общие
издержки МТО (сумма всех видов издержек) будет минимальной, что можно
выразить следующей формулой:
n
Ио = S Иi min
i =1
где i = 1, 2, 3…n – виды издержек обращения.
В этой связи наиболее существенными факторами, влияющими на издержки
обращения, являются объем приобретаемых материально-технических ресурсов,
увеличение которого создает условия для выгодного контрактования транспорта
и получения скидок на цену материально-технических ресурсов, а также
характеристика каналов продвижения материального потока от поставщика к
потребителю.
В настоящее время на практике реализуется несколько каналов продвижения
материального потока. Данные каналы получили название горизонтальных.
Основная их характеристика состоит в том, что каждое звено канала
представляет собой отдельное предприятие стремящиеся обеспечить себе
максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного звена канала
может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так
как ни одно из звеньев канала не имеет полного или достаточного контроля
над деятельностью остальных звеньев канала.
В системе строительства в каждом из указанных каналов в настоящее время
присутствует еще одно промежуточное звено. Это узкоспециализированная фирма
– субподрядчик, которая занимается поставкой материалов и выполнением работ
с их использованием (гидроизоляция, установка стеклопластиковых окон и
дверей, отделочные работы, устройство инженерных систем и.т.д.).
Каналы продвижения материального потока.
Схема 1
канал нулевого уровня
одноуровневый канал
двухуровневый канал
трехуровневый
канал
При наличии большого количества звеньев в канале издержки в канале
издержки производства при создании строительной продукции значительно
возрастает, что в свою очередь приводит к себестоимости строительства.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным
будет применение так называемого вертикального канала продвижения
материального потока . В этом случае одно из звеньев канала, как правило,
является собственником остальных.
Строительные фирмы, имеющие в своем составе структурные подразделения,
выполняющие функции МТО строительства, в настоящее время проводят
реорганизации, суть которой сводиться к ликвидации юридического лица
снабженческих подразделений и подчинение их на правах отделов или
управлений.
Форма организации МТО строительства, которое строиться на
преимущественно прямых связях с поставщиками и полностью организационно
замыкается рамками строительной фирмы, в нынешних условиях наиболее
эффективна и позволяет добиваться минимальных затрат при осуществлении
процесса МТО.
Таким образом, вертикальные каналы продвижения материалопотока наиболее
экономичны и позволяют осуществить контроль материалопотока, что является
важнейшим условием своевременности и надежности состава материально-
технических ресурсов.
Успешное функционирование строительных фирм зависит от множества
факторов. Вместе с тем разработка и внедрение экономически эффективной
формы организации МТО строительства является значительным резервом
повышения прибыли организации.
Вертикальный канал продвижения материалопотока.
Схема 2
В условиях неопределенности хозяйственных связей, низкой договорной,
платежной и в целом производственно-хозяйственной дисциплины строительным
фирмам необходимо организовывать материалопоток, взаимодействую
непосредственно с производителем материально технических ресурсов, и
осуществлять управление материалопотоком своими структурными
подразделениями МТО.
1.6. Роль и функции товарных бирж в материально-техническом
снабжении.
1.6.1. Запасы средств производства в условиях функционирования товарных
бирж.
Эффективное функционирование товарных бирж невозможно без создания
соответствующих запасов товарно-материальных ценностей.
Запасы средств производства – это материальные ценности, которые
находятся на складах товарных бирж, снабженческо-сбытовых организаций или
поставщиков в виде готовой продукции – это товарные запасы; а на складах
потребителей производственные запасы. Все это выключенные из
непосредственного процесса производства и потребления материальные ценности
независимо от того, какую они имеют форму и в каких звеньях
товаропроводящей сети находятся. Они выступают как элементы процесса
обращения, как момент движения общественного продукта от производителя к
Главная причина образования запасов – общественное разделение труда,
которое делает невозможным согласование моментов производства продукции и
ее потребления. Являясь объективным условием производства материальные
запасы оказывают на него влияние и их значение все время усиливается. С
возрастанием объема производства увеличиваются их абсолютные размеры и
сокращается относительный уровень, т.е. темпы роста валового общественного
продукта должны опережать темпы роста совокупных запасов.
Наличие нормальных запасов – есть объективная необходимость. Достаточные
и комплексные и сбытовые запасы обеспечивают непрерывность и ритмичность
процесса производства и обращения, оказывают влияние на выполнение
предприятиями производственных планов, планов поставки продукции,
способствуют росту производительности труда. Отсутствие запасов по
некоторым видам материалов ведет к нерациональным заменам во избежание
остановки производительного процесса, что может привести к перерасходу
материальных и денежных средств, к увеличению затрат труда и в конечном
итоге к повышению себестоимости продукции и снижению размеров прибыли.
В новых условиях хозяйствования производственным объединениям и
предприятиям устанавливаются нормативы предельного уровня запасов товарно-
материальных ценностей на 1 тенге реализации продукции, работ и услуг, за
превышение которого они вносят в доход бюджета дополнительную плату в
размере 3 % стоимости сверхплановых запасов.
Товарные запасы являются необходимым условием обеспечения непрерывности
процесса воспроизводства.
Товарные запасы могут находиться на складах промышленных предприятий, в
заготовительных и сбытовых организациях, в пути, в оптовой и розничной
торговой сети, на складах товарных бирж. Необходимость образования товарных
запасов вызывается многими факторами. К ним относятся: сезонные колебания в
производстве и потреблении товаров, несоответствии между производственным и
торговым ассортиментом товаров, особенности в территориальном размещении
производства, условия транспортировки товаров, недостатки в изучении спроса
населения, в размещении товарных ресурсов по торговым организациям и
предприятиям. Размер товарных запасов в значительной степени определяется
объемом и структурой товарооборота.
Товарные запасы классифицируются по местонахождению – в розничной,
оптовой и биржевой торговле, в промышленности, прочие товарные запасы;
срокам – на начало, конец периода; размеру – максимальный, минимальный,
средний запас; единицам измерения – абсолютные и относительные; назначению
– текущего хранения, сезонного накопления (для обеспечения бесперебойной
биржевой торговли в период сезонного изменения спроса и предложения),
досрочного завоза (предназначенного для обеспечения нормальной биржевой
торговли в отдельных местностях на протяжении периода между сроками завоза
товаров) и целевого назначения.
Поддержание необходимых пропорций между величиной товарооборота и
товарных запасов – важная экономическая задача. При недостаточной величине
запасов и нерациональном их размещении возникают трудности в удовлетворении
покупательского спроса. Излишние же запасы вызывают дополнительные потери,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27