|внешний вид. Держится | |на занятие, действует |
|уверенно и непринужденно.| |суетливо, возбужденно. Не |
|Демонстрирует | |демонстрирует |
|ответственность и | |заинтересованности |
|заинтересованность | | |
Структура занятия
|Индикаторы высокой оценки|Оценка |Индикаторы низкой оценки |
|В вводной части четко | |Не ввел учеников в курс дела |
|изложил цели занятия и | |или не объяснил им цели и |
|объяснил его структуру | |структуру занятия |
|Старался мотивировать | |Не сделал попытки |
|учеников. Разъяснил им | |мотивировать учеников или |
|необходимость изучения | |разъяснить им необходимость |
|данной темы | |изучения данной темы |
|Соблюдал логическую | |Не соблюдал логическую |
|последовательность при | |последовательность при |
|освещении нового | |освещении нового материала, |
|материала. Разделил | |перескакивал с одного вопроса|
|материал на | |на другой или провел занятие,|
|«удобоваримые» порции | |как «доклад», не дозируя |
| | |материал и не давая ученикам |
| | |возможности «переварить» |
| | |услышанное |
|Материал содержал точную,| |Материал изобиловал неточной |
|релевантную и полную | |информацией и данными, не |
|информацию | |имеющими отношения к |
| | |изучаемой теме, или были |
| | |упущены важные факты |
|Использовал все имеющиеся| |Не пытался проверить, |
|возможности (вопросы, | |насколько хорошо ученики |
|упражнения, дискуссии), | |поняли и усвоили материал |
|чтобы убедиться в том, | | |
|что ученики поняли и | | |
|усвоили материал | | |
|В заключительной части | |Заключительная часть |
|подвел итог и сообщил | |отсутствовала или не сообщил |
|ученикам их результаты. | |ученикам их результаты, не |
|Объяснил, как данное | |подвел итоги или не объяснил |
|занятие приблизило их к | |связь данного занятия с |
|достижению целей курса и | |последующим |
|как оно связано со | | |
|следующим | | |
Навыки преподавателя
|Индикаторы высокой оценки |Оценка |Индикаторы низкой оценки |
|Позы, жесты и мимика | |Позы, жесты и мимика |
|свидетельствовали о | |свидетельствовали о полном|
|заинтересованности и чувстве| |отсутствии интереса и |
|ответственности. Движения | |чувства ответственности. |
|лаконичные и отточенные | |Бесцельно расхаживал по |
| | |комнате или сидел |
| | |развалясь на стуле |
|Установил/поддерживал | |Не установил/не |
|взаимопонимание с группой, о| |поддерживал |
|чем свидетельствовали | |взаимопонимания с группой,|
|непринужденная атмосфера, | |свидетельством чему были |
|визуальный контакт между | |напряженная или |
|учениками и тренером, | |агрессивная атмосфера и |
|легкость двусторонней | |отсутствие визуального |
|коммуникации | |контакта и двусторонней |
| | |коммуникации |
|Умело использовал голосовые | |Речь монотонная, |
|возможности (диапазон, | |«бесцветная». Полное |
|высоту, тон) для | |отсутствие жестов |
|акцентирования отдельных | | |
|моментов и привлечения | | |
|внимания учеников, | | |
|подкрепляя это | | |
|соответствующими жестами | | |
|Легко и непринужденно | |Слишком часто заглядывал в|
|пользовался конспектами, | |конспекты, иногда даже |
|только изредка заглядывая в | |«читал по бумажке», что |
|них, что свидетельствует о | |говорит о плохом знании |
|хорошем знании материала | |материала |
|Побуждал учеников быть | |Не позволял ученикам |
|активными и высказывать свое| |активно участвовать в |
|мнение. Всегда выслушивал их| |занятии. Игнорировал их |
|соображения и в последующем | |мнения и соображения |
|отталкивался от них | | |
|Точно и заинтересованно | |Не мог ответить на вопросы|
|отвечал на вопросы учеников | |учеников или давал |
| | |неточные или неполные |
| | |ответы |
|Спокойно, терпеливо и | |Демонстрировал нетерпение |
|тактично работал с | |или раздражение, имея дело|
|«трудными» учениками | |с «трудными» учениками, |
| | |быстро оказывался втянутым|
| | |в конфронтацию |
|В «трудных» ситуациях | |Не идентифицировал трудные|
|(например, при подаче | |моменты, сопряженные с |
|концептуально сложного или | |освоением концептуально |
|скучного | |сложного или скучного |
|материала) мог поставить | |материала. «Гнул |
|себя на место учеников и | |свое», не думая об |
|разъяснял материал | |учениках |
|последовательно и без спешки| | |
|Демонстрировал тактичное | |Умышленно или неумышленно |
|поведение в «щекотливых» | |отпускал бестактные |
|ситуациях, связанных с | |замечания в отношении |
|политикой компании или | |отдельных лиц или |
|подразделения. Не критиковал| |критиковал политику |
|«партийную» линию | |компании/подразделения |
|Следил за временем и | |Не следил за временем. Не |
|обеспечил охват всего | |смог адекватно |
|материала или разумно | |распределить время на |
|перераспределял время с | |освоение различных пунктов|
|учетом потребностей учеников| |в рамках занятия. Не |
| | |уложился в отпущенное |
| | |время/ закончил занятие |
| | |раньше времени |
|В дискуссионных занятиях | |В дискуссионных занятиях |
|полностью контролировал | |утратил контроль над ходом|
|время, участников и диапазон| |дискуссии, в результате |
|тем. Сохранял отстраненность| |чего участники говорили не|
|и беспристрастность; | |слушая друг друга или же в|
|обеспечил участие всех | |обсуждении доминировали |
|учеников в дискуссии и | |один-два человека. Не смог|
|достиг поставленной цели | |достигнуть поставленной |
|(целей) | |цели (целей) |
|В упражнениях на | |В упражнениях на |
|взаимодействие четко | |взаимодействие не дал |
|проинструктировал группу, | |четких инструкций группе, |
|тщательно следил за ее | |не следил за ее работой |
|работой и направлял усилия | |или постоянно вмешивался в|
|участников в нужное русло. | |работу группы, навязывая |
|Провел хорошо | |ей собственные решения. Не|
|структурированное пленарное | |провел или провел плохо |
|заседание | |структурированное |
| | |пленарное заседание |
|В ролевых играх | |В ролевых играх не |
|контролировал ход игры. | |контролировал ход событий,|
|Предугадывал развитие | |пустил все «на самотек», |
|ситуаций и при необходимости| |результатом чего явились |
|вмешивался в ход игры, не | |взаимная конфронтация |
|доводя участников до | |участников и переживание |
|конфликта | |ими гнева и иных |
| | |негативных эмоций |
|Обратная связь: оценивая | |Обратная связь: оценивая |
|межличностные умения | |межличностные умения |
|обучаемых, оставался | |обучаемых, демонстрировал |
|абсолютно объективным, точно| |предвзятость и |
|определял проблемные сферы. | |необъективность, делал |
|Был конструктивен и тактичен| |грубые, |
|при обсуждении коррективных | |оскорбительные замечания. |
|действий | |Не позволил участникам |
| | |высказаться |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработав тренинг «Командообразование», мы смогли лучше разобраться в
его сути, особенностях, моментах, выделяющих его из других форм обучения.
Надеемся, что при необходимости в будущем создать какой-либо тренинг, мы
справимся с этой задачей, так как приобрели необходимый навык.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8