непримиримости к нарушениям трудовой дисциплины. И второй аспект цели –
добиваться того, чтобы убеждения человека не расходились с его поведением.
Результат убеждения оценивается по уровню трудовой активности,
дисциплинированности человека.
В правовое воспитание включается передача правовых знаний – правовое
обучение, правовое просвещение, формирование правового убеждения и т.д.
Правовое убеждение отличается от правового обучения выработкой личного
отношения человека к нормам права, к правовому поведению, правовым теориям
путем ценностного подхода к знаниям. Знания о нормах, правовых теориях
оцениваются человеком как истинные или ложные, существенные,
несущественные, обязательные или необязательные и т.д.
Средства убеждения весьма разнообразны. Эффективной группой средств
являются такие моральные, этические категории, как справедливость,
равенство, свобода, добро, зло. Задача правового убеждения – доказать
справедливость требований закона, норм права.
Убеждение отличается от знания тем, что человек уверен в
справедливости и необходимости именно такого поведения. Убеждение в то же
время необходимо только там, где возможны оспоримые знания, иная линия
поведения. Например, человек считает, что изредка нарушать трудовую
дисциплину вполне возможно и т.д.
Рассмотрим психологическое содержание убеждения как воздействие
человека, группы на личность. Убеждение в данном случае – элемент общения,
в процессе которого один человек (субъект общения) стремится доказать
другому (объект общения) правильность своих выводов по определенному
вопросу, аргументировать свою точку зрения, раскрыть причинно-следственные
связи и т.д.
Процесс взаимодействия людей весьма сложен, поскольку его цель –
изменить мнение, взгляды, активность личности, повлиять на ее восприятие в
конкретной ситуации, на сознание, самосознание, самодисциплину человека и,
возможно, изменить его взаимоотношение с другими людьми. Эффективность
убеждения, его действенность в значительной степени зависят от того, на
сколько хорошо убеждающий знает своего собеседника, подчиненного – его
интересы, ценностные ориентации, культурный, интеллектуальный уровень,
особенности темперамента, характера, эмоциональной сферы, мотивационную
среду, убеждения и т.д., а также от активности объекта общения,
осознанности, самостоятельности его собственных высказываний. Взаимная
активность, включенность собеседников в процесс общения – вот фактор,
способствующий достижению оптимального результата. В ходе убеждения
необходим дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его
возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т.д.,
что позволит выделить в коллективе определенные группы, например активных
работников, «середняков» (тех, кто, хотя и не нарушает трудовую дисциплину,
но и не проявляет активности), лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей
трудовой дисциплины. На этих двух последних группах и нужно сосредоточить
особое внимание.
Если работник нарушает трудовую дисциплину, это свидетельствует о
преобладании личных интересов над корпоративными. В то же время это
показатель, по крайней мере, противоречия в его сознании. Сегодня не мало
людей с отсталым экономическим, правовым сознанием, в результате чего они
терпимы к нарушителям трудовой дисциплины, расхитителям собственности, не
только не осуждают, а даже оправдывают их. Убеждение, то есть влияние на
активность и сознательность собеседника, переосмысление, переоценку
взглядов, иначе говоря, побуждение его к активному мышлению нельзя
рассматривать изолированно от внушения, основанного только на вере
человека. В данном случае над активной сознательной деятельностью
доминирует несознаваемая психическая деятельность, выражающаяся в том, что
объект внушения (тот, на кого оно направленно) полностью и беспрекословно
принимает доводы, соглашается с мнением собеседника без их обдумывания и
собственного анализа. Внушение переносится автоматически, распространяется
от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот. Как известно,
сила внушения может быть очень велика, что зависит как от индивидуально-
психологических свойств объекта, так и от наличия суггестивных способностей
внушения руководителя.
Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, руководители
одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень
часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его
интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных
качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т.д.
зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя недооценивать
значимость внушения, влияющего прежде всего на эмоционально-чувственную
сферу личности. Более того, его необходимо использовать в процессе
воздействия на личность. В ходе правильного, корректного убеждения и
использования элементов внушения руководитель может добиться социально-
профилактического эффекта психотерапии, то есть комплексного воздействия на
личность.
Эффективность убеждения личности обуславливается и речью убеждающего,
поскольку благодаря ей происходит обмен информацией, раскрываются смысл и
предмет беседы.
Эффективность убеждения зависит и от особенности личности субъекта
общения: его компетентности в данном вопросе, уровня знаний в определенной
области, стиля руководства, свойств темперамента, характера, наличия
определенных способностей.
Убеждение используется не только в общении. Убеждающая информация
содержится в самом нормативном акте. Это такие его части, как преамбула,
принципы и т.д.
Таким образом, процесс убеждения - это сложная система
взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием
логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение
оценочных суждений.
Формирование убеждений включает помощь человеку в осознании правовых
потребностей, развитие правовых чувств, волевых свойств личности, правовой
активности, развитие правовых знаний, привитие правовых ценностей,
осознание правовых интересов, поэтому правовые убеждения включают в себя
следующие элементы:
1. Правовые потребности – потребности в порядке, организованности,
справедливости, добре, уважении, в признании со стороны государства,
коллектива, общественных организаций, в правде, гласности, соблюдении
закона всеми социальными группами общества, в правовой защите государства,
профсоюза и т.д.
2. Правовые чувства – личное отношение к праву, правде,
справедливости, равенству, свободе; безопасности, уважение законов, то есть
признание их ценности для себя лично и для общества; уважение прав, чести и
достоинства других граждан; возмущение фактами нарушения законов, неприязнь
к нарушителям закона, которые нарушают его сознательно, умышленно, к
преступникам; не удовлетворенность собой при нарушении трудовой дисциплины,
раскаяние, угрызение совести и т.д.
3. Волевые свойства личности – готовность противодействовать всем,
кто нарушает закон, не исполняет обязанности, превышает свои права в ущерб
окружающим, а также защищать интересы учреждения, общества, государства,
своего товарища, другого гражданина.
4. Проявление социально-правовой, трудовой активности.
5. Правовые знания – знание законов, закономерности развития правовых
отношений, теорий, но не всех, а лишь основных идей, принципов, которые
составляют мировоззрение.
6. Правовые ценности – это такие ценности, как справедливость,
свобода, равенство, законность, порядок, правовые идеи, а потому необходимо
бороться со всеми, кто нарушает закон; надо использовать все свои права,
исполнять все обязанности качественно и добросовестно.
7. Правовые установки – единство знаний правовых норм, эмоциональное
отношение к нормам, готовность действовать на основе знаний, ситуация,
позволяющая активно действовать.
Взгляды человека можно разделить на убеждения и предубеждения. В
идеале, убеждения должны быть субъективной формой выражения объективной
истины. Одна из задач убеждения как процесса состоит в том, чтобы раскрыть
глаза человеку на его предубеждения и помочь ему от них избавиться.
Убеждение как процедура включает следующие виды деятельности.
Первый вид деятельности - выяснение имеющихся правовых убеждений и
определение их дефекта. Часть работников имеет негативные убеждения,
ценностные ориентации и не скрывают их. Причина этих убеждений – отсутствие
истинных знаний права, искаженное его понимание, неверие в справедливость
закона, его соблюдения на основании своего опыта в данном трудовом
коллективе. Процесс переубеждения сопровождается внутренней борьбой,
корректировкой взглядов, установок. Во всех случаях необходимо выяснить
причину, основание неверных убеждений и показать, доказать, что эти взгляды
несостоятельны, ошибочны. Необходимо также выяснить правовые знания,
правовые интересы.
Второй вид деятельности – передача знаний трудового права. Прежде
всего нужно точно выяснить уровень правовых знаний и запланировать
мероприятия (лекции, беседы и т.д.) по его изменению. Необходимо показать
человеку его ошибки, доказать справедливость существующих норм трудового
законодательства, их ценность.
Третий вид деятельности – формирование собственного отношения к
знаниям, принципам, нормам, целям законодательства, средствам их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9