учреждении администрации не обсуждалось по существу, суд лишь проверял
соблюдение условий введения администрации по торговым делам.
По определению суда об учреждении администрации осуществлялась
публикация сведений об этом и созывалось собрание кредиторов должника.
Главная задача собрания кредиторов состояла в выборе администраторов для
управления делами должника и в составлении акта о полномочиях
администрации, который представлялся суду для сведения.
По мнению Г.Ф. Шершеневича, администрация с точки зрения своей
юридической природы ближе всего подходила к институту опеки, так как
"должник остается субъектом всех тех прав, которые в совокупности
составляют принятое в администрацию имущество; администраторы не имеют
права отчуждать или закладывать вверенное их управлению предприятие".[6]
Круг прав и обязанностей администрации по торговым делам был
предопределен тем, что:
к ней переходило управление делами должника,
собрание кредиторов утверждало акт о полномочиях администрации.
Заменяя должника, администрация была обязана выполнить за него все
обязательства по сделкам, заключенным должником до учреждения
администрации. С момента учреждения администрации кредиторы, как
согласившиеся на ее введение, так и не согласившиеся, не могли получить
удовлетворение своих требований иначе, как через администрацию.
Административное управление распространялось на все имущество
должника, не только на торговое.
Администраторы действовали в пределах акта, определяющего объем их
законных полномочий. При необходимости совершения действий, не
предусмотренных указанным актом, администраторы должны были созвать
собрание кредиторов и испросить у собрания разрешение на то или иное
действие.
Каждый из кредиторов, считающий свои права нарушенными со стороны
администраторов, имел право предъявлять иски к администрации.
По общему правилу деятельность администрации по торговым делам
прекращалась достижением поставленной цели, а именно восстановлением
платежеспособности должника, что позволяло рассчитаться со всеми его
кредиторами и продолжить деятельность торгового (коммерческого)
предприятия.
Если же цель администрации оказывалась недостижимой, то должник
объявлялся судом несостоятельным и в отношении него открывалось конкурсное
производство, вводимое или по единогласному постановлению избранных
администраторов, или по требованию кредиторов, представляющих 2/3 от общей
суммы задолженности.
3. Современный арбитражный управляющий
3.1. Арбитражный управляющий по Закону РФ "О несостоятельности
(банкротстве)"
Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон) представляет
арбитражного управляющего в нескольких ролях –
o временного управляющего,
o административного управляющего,
o внешнего управляющего,
o конкурсного управляющего,
и определяет его как
гражданина Российской Федерации,
утверждаемого арбитражным судом для проведения процедур банкротства и
осуществления иных установленных законом полномочий,
являющегося членом одной из саморегулируемых организаций (статья 2
Закона).[7]
При этом арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для
проведения:
наблюдения (в целях обеспечения сохранности имущества должника,
проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра
требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов) – временный
управляющий,
финансового оздоровления (в целях восстановления платежеспособности
должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения
задолженности) – административный управляющий,
внешнего управления и осуществления иных установленных законом
полномочий (в целях восстановления платежеспособности должника с
прекращением полномочий руководителя, органов управления должника,
собственника имущества должника) – внешний управляющий,
конкурсного производства и осуществления иных установленных законом
полномочий (применяется к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований кредиторов) – конкурсный
управляющий.
В соответствии со статьей 20 Закона арбитражный управляющий должен
отвечать следующим требованиям:
o имеет гражданство Российской Федерации,
o зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,
o имеет высшее образование,
o имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности,
o сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных
управляющих,
o прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника
арбитражного управляющего,
o не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за
преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления,
o является членом одной из саморегулируемых организаций,
o не является заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредиторам
(при утверждении арбитражным судом для проведения определенных процедур
банкротства),
o в отношении него не введена процедура банкротства,
o не имеет невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим
лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего,
o не дисквалифицирован, не лишен в установленном законом порядке права
занимать руководящие должности и/или осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет
директоров (наблюдательный совет) и/или управлять делами и/или имуществом
других лиц,
o имеет заключенный в соответствии с требованиями закона договор
страхования ответственности на случай причинения убытков лицам,
участвующим в деле о банкротстве (заключен на срок не менее 1 года,
страховая сумма не менее 3 000 000 рублей в год; в течение 10 дней с даты
утверждения арбитражным судом арбитражный управляющий дополнительно
страхует свою ответственность в размере, зависящем от балансовой
стоимости активов должника).
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к
кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть также следующие
требования (статья 23 Закона):
наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования
или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности
должника;
наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях
руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в
качестве арбитражного управляющего.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – это
некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана
гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности
которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных
управляющих.
Статья 21 Закона устанавливает, что статус саморегулируемой
организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой
организацией с даты включения указанной организации в единый
государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих. Распоряжением ФСФО РФ от 21.11.2002 N 150-р утверждено
Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Основанием для включения некоммерческой организации в единый
государственный реестр саморегулируемых организаций является выполнение ею
следующих условий:
. соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, установленным в
пункте 1 статьи 20 Закона (за исключением требования об обязательном
членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих);
. участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах
банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый
управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к
отсутствующим должникам;
. наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного
страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет
взносов членов в размере не менее чем 50 000 рублей на каждого члена.
На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного
страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам
саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных
управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с
осуществлением предусмотренной законом деятельности.[8]
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет
следующие функции:
o обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской
Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного
управляющего;
o защита прав и законных интересов своих членов;
o обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур
банкротства;
o содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
Страницы: 1, 2, 3