с целью их последующей продажи или сдачи в аренду;
оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и
системы управления предприятием, привлечении средств для реализации
перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании
оптимальных схем погашения кредиторской и дебиторской задолженности;
утвердило программы мероприятий по передаче объектов социальной сферы АМО
ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд
городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и
рекламной поддержке.
В ряде регионов страны по инициативе местных органов власти объединяются
кредитные ресурсы, которые аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой
поддержки промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией
части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих
функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:
реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными
фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и
поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза
импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на
ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной
продукции российских товаропроизводителей;
введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным
транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся
технологией производства и потребления товаров; другие — на разовые
перевозки грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных
процессов;
эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных
товаров.
Во многих регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:
разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому
оздоровлению предприятий;
анализируют ход выполнения антикризисных программ, содействуют
осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;
ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и
подготовки антикризисных бизнес-планов;
заслушивают сообщения территориальных органов по делам о
несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных
законодательством процедур финансового оздоровления или банкротства
предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.
На смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены
региональные программы государственной поддержки и развития малого
предпринимательства.
1.2. Реструктуризация.
В последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности
посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение
в практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка,
разработку маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение
прогрессивных, как правило, западных технологий. Проблемам же
реформирования, реструктуризации и реорганизации как комплексов
предприятий, так и основных видов их производственной деятельности
исследователями уделяется значительно меньше внимания. Причем вопросы
конкурентоспособности товаропроизводителей и реструктуризации производств
рассматриваются не комплексно, а локально, в отрыве друг от друга, что
неправомерно и ведет к негативным хозяйственным последствиям.
Современный этап развития рыночных реформ в России все более обостряет
производственные, экономические, организационные и финансовые отношения
между предприятиями как смежных, так и родственных видов деятельности.
Стратегия подъема отечественных производств становится главным направлением
хозяйственной деятельности промышленных предприятий практически всех
отраслей народного хозяйства нашей страны.
Усиление конкуренции в эффективном производстве и реализации продукции
между отечественными производителями, а также с зарубежными поставщиками
импортируемых в Россию товаров требует от национальных компаний и фирм
мобилизации усилий для удержания позиций на отечественном рынке.
Как правило, предприятия преодолевают трудности, продиктованные внутренней
российской и внешнеэкономической средой без достаточного содействия
государства, при отсутствии сколько-нибудь развитой рыночной структуры, без
знания многими нашими предприятиями мирового опыта рыночного хозяйствования
в условиях обостряющейся конкуренции. Однако мировой опыт показывает, что
восстановление, стабилизация и последующее развитие экономики страны
зависят в определенной мере от конкурентоспособности конкретных
товаропроизводителей, их продукции.
Повышение конкурентоспособности российских товаров на отечественном и
внешнем рынках уже давно поставлено в центр реформ в стране и ее
промышленной политики, однако обеспечение конкурентоспособности отраслей
экономики и российских предприятий - товаропроизводителей еще не получило
должного внимания законодательных и исполнительных органов власти. В этой
связи не случайно в число приоритетов программ развития в рамках
государственной и структурной политики России включена задача повышения
конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на
базе развития кооперативных связей с иностранными компаниями.
При этом особо следует учитывать, что средняя степень износа основных
фондов промышленности уже превысила 50%. Доля технологического оборудования
в промышленности с возрастом свыше 10 лет составляет 65%, а его средний
возраст перевалил за 15 лет. В металлургии дольше нормативного срока служат
свыше 88% доменных печей, 86% прокатных станов. Свыше половины мощностей
электростанций отработали проектный ресурс. Значительная часть
магистральных нефтепроводов и газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет
и более. Износ транспортных средств также превышает 60%.
Кроме того, издержки производства промышленной продукции в России, по
оценкам специалистов, выше, чем в Японии в 2,8 раза, США - 2,7, Франции,
Германии, Италии - в 2,3, Великобритании - в 2 раза. Основные причины этого
- большая стоимостная энерго- и металлоемкость, меньшая производительность
труда, отсталые технологии в производстве и управлении им, правовая,
экономическая и институциональная неупорядоченность хозяйственной
деятельности как отдельных производств, так и целых отраслей.
В обобщенном показателе конкурентоспособности любого предприятия отражаются
итоги работы практически всех служб и подразделений (т.е. характеризуется
состояние его внутренней среды), а также реакция его менеджмента на
изменение внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность
руководства предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в
поведении потребителей, их вкусов и предпочтений и проводить на
производстве соответствующие преобразования и реформы.
Для обеспечения качественного управления на предприятиях должны быть
разработаны перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а
также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам
хозяйственного управления. Стратегии могут различаться по целям, временным
параметрам и другим характеристикам, но их главная задача - обеспечение
предприятию определенных рыночных преимуществ перед конкурентами. Как
показывает практика, в области современного менеджмента это в первую
очередь способность служб аппарата управления своевременно и точно
оценивать состояние конкурентной среды, сильные и слабые стороны
деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности, которые
предоставляет производству рынок. Непрерывный мониторинг конкурентной среды
- необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и
ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее
эффективным способом. В результате выводы о состоянии конкурентной среды
должны быть основой инновационной политики предприятия.
По существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет
инноваций, и поэтому способность к внедрению новых технических и
технологических элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих
рыночные преимущества, является необходимой составляющей
конкурентоспособности предприятия. В условиях жесткой конкуренции
превосходство по качеству, цене и сферам сбыта является сегодня
жизнеобеспечивающим фактором успеха на рынке страны.
Во все времена основным материальным носителем конкурентных качеств
предприятия остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики
товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками
товаров конкурентов являются центральным моментом, определяющим способность
предприятия успешно конкурировать. Вместе с тем наличие конкурентоспособной
продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из-
за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств. В
этой связи особо важное значение имеют проводимая в отрасли политика
распределения продукции и способность предприятия своевременно доводить
продукцию до конечных потребителей, учитывая, что эффективность
товаропроводящих сетей предприятия (включая систему продвижения и
реализации) является важной предпосылкой и условием его
конкурентоспособности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13