Опыт развития статистики при советской власти обобщался в трудах В.И. Хотимского, B.C. Немчинова, В.Н. Старовского, Б.С. -Ястремского и других ученых.
Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения вакоплеиг-юго человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.
При подготовке управленческих и экономии ескгос кадров высшей квалыфикагрли для коммерческой деятельности 'их статистическое образование складывается из ряда учебных дисгщгтгт. Прежде всего — это общая теория статистики, являющаяся базовым курсом изучения как общепрофессгюнальной дгюгщглгты социсльно-экономгтеской статистики, так и проф-илируюгцгсс дисциплин: статистика коммерческой деятельности, статистические методы оценки и прогнозгуования рынка товаров и услуг и другие в зависимости от специапизации. |Метод статистики | |Для изучения своего | |предмета статистика | |разрабатывает и применяет| |разнообразные методы, | |совокупность которых | |образует статистическую | |методологию. Применение в| |статистическом | |исследовании конкретных | |методов предопределяется | |поставленными при этом | |задачами и зависит от | |характера исходной | |информации. | |Общей основой разработки | |и применения | |статистической | |методологии являются | |принципы диалектического | |подхода к изучению | |явлений жизни общества. | |Это прежде всего | |требование рассмотрения | |фактов, характеризующих | |изучаемые явления, в их | |целостности, во | |взаимосвязи и | |взаимообусловленности, | |что весьма важно при | |статистическом изучении | |причинных отношений. | |Важнейшим положением | |диалектического метода | |познания является | |рассмотрение изучаемого | |явления в развитии, | |движении от возникновения| |до исчезновения. В | |соответствии с этим общим| |гносеологическим | |требованием является то, | |что статистика изучает | |динамику | |социально-экономических | |явлений в их исторической| |обусловленности. | |При статистическом | |изучении | |социально-экономических | |явлений руководствуются | |положением | |материалистической | |диалектики о переходе | |количественных изменений | |в качественные. Это имеет| |важное значение при | |изучении количественных | |изменений в массовых | |социально-экономических | |явлениях для познания | |глубоких качественных | |изменений. | |Статистика опирается на | |диалектические категории | |случайного и | |необходимого, единичного | |и массового, | |индивидуального и общего.| | | |Все многообразие | |статистических методов | |изучения коммерческой | |деятельности в курсе | |«Общая теория статистики»| |систематизируется по их | |целевому применению в | |последовательно | |выполняемых при этом трех| |основных стадиях | |экономико-статистического| |исследования: | |1) сбор первичной | |статистической | |информации; | |2) статистическая сводка | |и обработка первичной | |информации; | |3) анализ статистической | |информации. | |На первой стадии | |статистического | |исследования решается | |задача получения | |соответствующих | |поставленной задаче | |значений изучаемых | |признаков по отдельным | |единицам статистической | |совокупности. Для | |осуществления этой | |начальной стадии | |статистического | |исследования применяются | |методы массового | |наблюдения. Требование | |массовости единиц | |наблюдения | |обусловливается тем, что | |изучаемые статистикой | |закономерности | |проявляются в достаточно | |большом массиве данных на| |основе действия закона | |больших чисел. | |Основное содержание | |закона больших чисел | |заключается в том, что в | |сводных статистических | |характеристиках действия | |элементов случайности | |взаимопогашаются, хотя | |они и могут проявляться в| |признаках индивидуальных | |единиц статистической | |совокупности. Так, | |например, в условиях, | |развитых рыночных | |отношений каждый | |покупатель магазина | |выбирает именно тот | |товар, который ему в | |данный момент требуется. | |Но в целом по магазину | |возможно сравнительно | |точно предвидеть как | |общий объем, так и | |структуру спроса за год, | |отдельные сезоны и даже | |дни недели. Для выявления| |конкретных | |закономерностей | |покупательского спроса | |необходима статистическая| |информация, отображающая | |специфику спроса по дням | |недели, времени года и в | |целом за год. | |На второй стадии | |статистического | |исследования собранная в | |ходе массового наблюдения| |информация подвергается | |статистической обработке,| |включающей получение | |итогов по изучаемой | |совокупности в целом и | |отдельным ее частям, | |систематизацию единиц | |совокупности по признакам| |сходства и т.д. | |Важнейшим методом второй | |стадии статистического | |исследования является | |метод статистических | |группировок, позволяющий | |выделять в изучаемой | |совокупности | |социально-экономические | |типы. Основное содержание| |второй стадии | |статистического | |исследования заключается | |в переходе от | |характеристик единичного | |к сводным (обобщающим) | |показателям совокупности | |в целом или ее частей | |(групп). Отграничение | |качественно однородных в | |существенном отношении | |групп | |социально-экономических | |явлений — одно из | |непременных условий | |научного применения в | |статистическом | |исследовании метода | |обобщающих | |статистических | |показателей. Нарушение | |принципа качественной | |однородности изучаемой | |совокупности приводит к | |получению нетипичных | |характеристик, искажению | |результата исследования. | |На третьей, | |заключительной, стадии | |статистического | |исследования проводится | |анализ статистической | |информации на основе | |применения обобщающих | |статистических | |показателей: абсолютных, | |относительных и средних | |величин, статистических | |коэффициентов и др. | |Анализ статистической | |информации позволяет | |раскрывать причинные | |связи изучаемых явлений, | |определять влияние и | |взаимодействие различных | |факторов, оценивать | |эффективность принимаемых| |управленческих решений, | |возможные экономические и| |социальные последствия | |складывающихся ситуаций. | |В сравнении обобщающих | |статистических | |показателей изучаемых | |явлений определяются | |количественные оценки их | |распространенности в | |пространстве и развития | |во времени, | |устанавливаются | |характеристики связи и | |зависимости. | |Сопоставлением единичного| |с общим определяются мера| |развития индивидуального,| |его отличие от других | |единиц изучаемой | |совокупности. | |При анализе | |статистической информации| |широкое применение имеют | |табличный и графический | |методы. | |В «Общей теории | |статистики» | |рассматриваются основные | |категории и методы | |статистической науки, | |природа статистических | |совокупностей, | |познавательные свойства | |современной | |вычислительной техники. | |Представляя базовый курс | |статистической науки, | |«Общая теория статистики»| |основополагающей учебной | |дисциплиной, с изучением | |которой начинают | |формироваться | |необходимые | |профессиональные | |качества экономистов | |высшей коммерсантов, | |менеджеров. Создается | |фундамент для усвоения и | |статистической | |методологии познания | |закономерностей | |социально-экономических | |в условиях рыночной | |экономики. | |Статистика в своей | |сущности призвана | |определять характер и | |форму данного явления по | |отношению к совокупности | |в соответствии с | |фиксированным количеством| |элементов, включаемых в | |поле исследования, | |которые оказывают | |воздействие на | |исследуемое явление. |
Задачи статистики в рыночной экономике.
Коренным вопросом осуществления радикальной экономической реформы в России от командно-административных форм управления к экономическим. Это ставит перед статистикой как составной частью системы управления национальным хозяйством новые задачи задачи.
Исходя из изменений управления, роли и места предприятий, фирмы, межрегиональных отношений и отношений внешним миром, основными статистики на современном ее этапе являются:
1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей;
2) обобщение и прогнозирование тенденций развития национального хозяйства;
3) вьмвление имеющихся резервов эффективности общественного производства;
4) своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.
В условиях изменения социально-политической роли статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет существенное расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Это является одним из крайне необходимьк направлений демократизации общества. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, сосредоточить внимание на недостатках и упущениях для их устранения.
Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития: совершенствование анализа статистической информации, упорядочение отчетности, обеспечение ее достоверности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7