18. технологии проектирования, контроля и экспертизы (CASE, CALS-технологии).
Прикладные технологии реализуют типовые процедуры обработки информации в различных предметных областях. Они делятся на две категории: - продукты и услуги.
Продукты:
- информационные технологии (ИТ) реализации информационных ресурсов
- ИТ в системах массового обслуживания населения (например, ИТ региональной радиокомпании, телемост и т.д.);
- ИТ в обработке экономической информации (например, бухгалтерские системы);
- ИТ в сфере организации управления (например, маркетинговые системы);
- ИТ в сфере интеллектуального потенциала (в науке);
- ИТ в производстве (САПР, АСУ технологическими процессами);
- ИТ в сфере государственной безопасности, в социальной и политической сфере.
Услуги:
- ИТ сопровождения и сервиса;
- ИТ обучения.
Изучение КИТ осуществляется в следующих направлениях:
1. Изучение рынка КИТ, оценка конкурентоспособности и качества информационных технологий
2. Современные технологии создания и функционирования КИТ, оценка их эффективности.
3. Изучение методов выбора новых информационных технологий
4. Создание и использование информационных ресурсов предприятия.
Рынок КИТ можно рассматривать в нескольких разрезах:
Выделяются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга доминирующих тенденций развития информационных технологий [2]:
усложнение информационных продуктов (услуг)
Заключается в многообразии способов и объемов представления информации и использовании разнообразных и сложных носителей информации, например, мультимедиа-технологий, виртуальной реальности, интеллектуальный интерфейс.
обеспечение совместимости
Это - обеспечение возможности свободного обмена различной информацией за счет полного соответствия и взаимной сопряженности компонентов телефонии, обработки данных, средств ввода-вывода информации, передача данных, хранения и преобразования, аудио и видео информации
ликвидация промежуточных звеньев
Это - изменение отношений на предприятии при обработке информации, между предприятиями, между предприятием и потребителем (использование распределенной и централизованной системы обработки информации, современных сетевых средств и СУБД)
глобализация
- круглосуточное подключение предпринимателя к информации о состоянии интересных ему рынков, легкая передача информации через границы регионов и государств., глобализация экономики
конвергенция
сходимость информационных признаков в строении и функциях, это реализуется в номенклатуре средств информатики и повышении потребительской стоимости, появление сложных интегрированных информационных продуктов, доступ к которым осуществляется посредством взаимодействия информационных систем, а также способствует ликвидации промежуточных звеньев при работе предпринимателей на международном рынке.
Значимость ИТ обусловлена возможностью рассматривать их как стратегический ресурс развития любого государства. Ряд международных и национальных организаций мира выделяют 5 критически важных технологий, обеспечивающих процветание государства - это:
- Производство и обработка материалов различных классов;
- Системы автоматизированного проектирования организационных систем и различных структур;
- Производство электронных компонентов и аппаратных средств;
- Создание информационных средств, включая программное обеспечение;
- Двигателестроение.
Как видно, на долю информационных технологий приходится 3 из пяти критически важных факторов процветания государства.
Согласно Конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой 14.07.67 в Стокгольме, объекты информационных технологий, такие как топология интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных являются объектами и защищаются авторскими правами. В Беларуси это подтверждено Законом РБ "Об информации, информатизации и защите информации").
2. Понятие информационной системы. Классификация информационных систем. Источники информации для автоматизированных систем обработки экономической информации
Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические ИС.
1. Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.
2. Автоматизированные ИС - часть функций (подсистем) управления и обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.
3. Автоматические ИС - все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).
В рамках нашего курса будем рассматривать ИС как АСОЭИ.
Автоматизированная система обработки экономической информации - комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе, позволяющая осуществлять все технологические операции над информацией и созданная для автоматизации человеческой деятельности в некоторой предметной области.
По функциональному назначению выделяют [2]:
1. ИС производственной сферы;
2. ИС непроизводственной сферы;
3. Универсальные ИС.
Примерами ИС могут быть:
1. Научные ИС (для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом);
2. ИС автоматического проектирования (для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии));
3. ИС организационного управления (для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.) и отдельными офисами (офисные системы));
4. ИС управления технологическими процессами (для автоматизации У различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).
Различают однопользовательские и многопользовательские ИС.
Однопользовательская ИС - локальный АРМ (автоматизированное рабочее место или рабочая станция) - совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
Такой программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ).
К таким ИС можно отнести АРМ бухгалтера малого предприятия, АРМ кассира, АРМ расчетчика заработной платы и т.п.
Многопользовательские ИС в зависимости от масштаба и интеграции компонентов ИС могут быть следующих видов:
1. Комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления (рабочая группа);
2. Компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
3. Корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.
В общем случае под источником информации будем понимать объект, предоставляющий информацию для отдельных модулей АСОЭИ или ИС в целом.
В качестве источника могут выступать [2]:
1. Другие ИС;
2. Сервер БД;
3. Информационные ресурсы.
По времени возникновения различают:
1. Первичные - первичная информация получается путем реализации хозяйственных операций, протекающих на объекте управления;
2. Вторичные.
По отношению к ИС или отдельным модулям АСОЭИ:
1. Внешние;
2. Внутренние.
Информационные ресурсы - это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, массивы.
К информационным ресурсам относятся печатные, рукописные, электронные издания, которые содержат нормативные и справочные документы по законодательству, политической, социальной сфере, отраслям производства и т.д.
Информационные ресурсы делятся на
- государственные (информационные ресурсы государственных субъектов хозяйствования, которые формируются в результате их деятельности; информационные ресурсы органов власти и управления всех уровней)
- негосударственные (те ресурсы, которые создаются негосударственными образованьями в интересах жизнедеятельности общества)
Правом предоставлять информацию из информационных ресурсов обладают:
- Национальный архив РБ
- Государственный архив электронных документов
- Национальный центр правовой информации
- институт системной информации
- институт стандартизации и сертификации
- отраслевые министерства
- Торгово-промышленная палата РБ
- Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка
- Библиотеки
- Электронные экономические и юридические журналы (Хозяйственное право)
- специальные консалтинговые фирмы
- информационные брокеры.
Существует несколько видов доступа к информационным ресурсам:
- работа с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и электронными документами;
- поиск информации в глобальных сетях, размещение информации по заказам потребителей
- предоставление информации из открытых информационных ресурсов по запросам юридических лиц и граждан
Для обработки информации и предоставления пользователю создаются автоматизированные информационные системы работы с информационными ресурсами. Они подразделяются на 5 классов [2]:
1. автоматизированные системы информационных ресурсов - системы обеспечения сбора, накопления, систематизации и хранения информации в базах данных и каталогах электронных документов.
2. системы управления документами и документооборотом . эти системы обеспечивают обработку различных видов документов и представление их в электронном виде, тиражирование и передача по различным каналам связи.
3. автоматизированные информационно-аналитические системы. Они осуществляют обработку информации из базы данных в соответствии с алгоритмами прямого счета (планово-финансовые системы, прогнозные системы, бухгалтерские системы)
4. автоматизация информационной системы принятия решений, которые по заданным параметрам моделируют реальное состояние объекта:
- системы традиционного моделирования ситуаций, к ним относятся системы по формированию программы развития производительных сил РБ, программ по социально-экономическому развитию республики на среднесрочный период и т.д.
- экспертные системы (аккумулируют знания и представляют специальные варианты принятия решений)
- нейронные системы (информационные аналитические системы в биржевом банке, в государственном управлении)
- автоматизированные информационные системы поддержки государственных решений, например, автоматизированная система принятия решений по возникающим чрезвычайным ситуациям в РБ, комплекс автоматизированных информационно-аналитических систем и принятия решений по национальной безопасности
5. автоматизированные системы программируемого принятия решений - решения по заданным критериям принимаются автоматически, к этому классу систем относятся системы по управлению технологическими процессами.
Список использованных источников
1. Информатика : учебник / Б.В. Соболь [и др.]-Изд. 3-е, дополн. и перераб. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. -- 446 с.
2. Основы информационных технологий: Учебно-методическое пособие / Под ред. Седун А.М., Иконников В.Ф., Оскерко В.С., Говядинова Н.Н., Пташинский О.Г. - Мн.: БГЭУ, 2007.
3. О.Н. Граничин, В.И. Кияев Информационные технологии в управлении // Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/itmangt/3/ - Дата доступа: 10.01.2010
Страницы: 1, 2