Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры
Пояснительная записка к курсовой работе
по дисциплине "Объектно-ориентированное проектирование"
на тему: Информационная система "Детский клуб"
Выполнил
студент группы Р-7791
Павловский М.И.
2010
Анализ предметной области
Клуб - это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений. В данном случае, детский клуб - это организация, состоящая из различных кружков и секций (спортивные секции, хореографические, художественные, музыкальные кружки, вокальные и театральные студии, кружки прикладного творчества и научные кружки), в каждом из которых занимаются дети.
Занятия в кружке или секции - это смена вида деятельности, стиля общения, круга общения, обстановки, также это способ организации досуга ребёнка. Занятия ребёнка в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности, способствуют повышению самооценки.
С точки зрения функционирования или структуры детского клуба, можно сказать, что детский клуб состоит из нескольких кружков и секций в каждую из которых принимаются дети, а также у каждого кружка или секции есть конкретный руководитель (руководители), которые занимаются с этими детьми.
Таким образом, можно выделить 3 категории:
1. Руководители;
2. Дети;
3. Кружки или секции, которые объединяют между собой детей и руководителей;
4. Каждый кружок или секция должен иметь аудиторию для занятий;
5. Расписание занятий для каждого кружка или секции.
Далее была разработана диаграмма вариантов использования системы (рис.1).
Рисунок 1. Диаграмма вариантов использования
Ниже в таблицах 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.2, 4.1 - 4.2, 5.1 - 5.3, 6.1 - 6.2 приведено описание всех вариантов использования системы представленных на рисунке 1: подача заявления, прием в секцию, оплата занятий, выдача заработной платы, прием/увольнение руководителей, учет посещаемости.
Сценарий варианта использования "Подача заявления"
Таблица 1.1. Сценарий варианта использования "Подача заявления".
Вариант использования
Подача заявления для приема в секцию
Актеры
Ребенок, руководитель
Краткое описание
Ребенок подает заявление для приема в секцию. Руководитель рассматривает данное заявление и принимает решение.
Цель
Тип
Базовый
Ссылка на другие варианты использования
Включен в вариант использования "прием в секцию"
Таблица 1.2. Типичный ход событий сценария варианта использования "Подача заявления".
Действия актеров
Отклик системы
1) Ребенок (родители) заполняет заявление и отдает его руководителю.
2) Руководитель принимает заявление.
Исключение 1. Заявление заполнено неверно.
Таблица 1.3. Исключения сценария варианта использования "Подача заявления".
2) Руководитель возвращает заявление ребенку (родителям).
3) Ребенок (родители) заполняет заявление еще раз.
Сценарий варианта использования "Прием в секцию"
Таблица 2.1. Сценарий варианта использования "Прием в секцию".
Прием в секцию
Ребенок подает заявление для приема в секцию. Руководитель рассматривает данное заявление и принимает ребенка в секцию.
Прием ребенка в секцию по заявлению
Включает в себя вариант использования "подача заявления"
Таблица 2.2. Типичный ход событий для сценария варианта использования "Прием в секцию"
3) Руководитель принимает ребенка в секцию и вносит данные в базу системы.
4) Система принимает данные.
Таблица 2.3. Исключения сценария варианта использования "Прием в секцию".
Сценарий варианта использования "Оплата занятий".
Таблица 3.1. Сценарий варианта использования "Оплата занятий".
Оплата занятий
Ребенок, директор
Ребенок производит оплату за занятия. Директор принимает оплату.
Произвести оплату за занятия
Нет
Таблица 3.2. Типичный ход событий для сценария варианта использования "Оплата занятий"
1) Ребенок производит оплату за занятия директору.
2) Директор принимает оплату и вносит сумму платежа в базу.
3)Система изменяет баланс клиента (ребенка) и выводит чек на печать.
4) Клиент (ребенок) получает чек.
Сценарий варианта использования "Выдача заработной платы".
Таблица 4.1. Сценарий варианта использования "Выдача заработной платы".
Выдача заработной платы
Руководитель, директор
Директор выдает заработную плату руководителям
Получение заработной платы руководителем
Таблица 4.2. Типичный ход событий для сценария варианта использования "Выдача заработной платы"
1) Директор делает запрос системе на выдачу списка руководителей с их заработными платами.
2) Система выводит на печать список с данными руководителей по их заработной плате.
3) Директор выдает заработную плату руководителям.
4) Руководитель получает заработную плату.
Сценарий варианта использования "Прием/увольнение руководителей"
Таблица 5.1. Сценарий варианта использования "Прием/увольнение руководителей".
Прием/увольнение руководителей
Директор принимает и увольняет руководителей.
Таблица 5.2. Типичный ход событий для сценария варианта использования "Прием/увольнение руководителей".
1) Руководитель подает заявление о приеме на работу или увольнению с работы.
2) Директор принимает заявление.
3) Директор принимает/увольняет руководителя и добавляет/удаляет данные из системы.
4) Система принимает изменения данных.
Таблица 5.3. Исключения варианта использования "Прием/увольнение руководителей".
2) Директор возвращает заявление руководителю.
3) Руководитель заполняет заявление еще раз.
Сценарий варианта использования "Учет посещаемости"
Таблица 6.1. Сценарий варианта использования "Учет посещаемости".
Учет посещаемости
Руководитель отмечает посещение ребенком занятий
Таблица 6.2. Типичный ход событий для сценария варианта использования "Учет посещаемости".
1) Руководитель проверяет присутствие детей на занятиях.
2) В зависимости от присутствия или отсутствия ребенка на занятиях руководитель делает соответствующую отметку и заносит данные в систему.
3) Система принимает данные.
Далее приведена диаграмма классов данной системы.
Рисунок 2. Диаграмма классов
Следующий шаг в разработке информационной системы - диаграммы последовательности, приведены на рисунках 3.1 - 3.6.
Рисунок 3.1. Диаграмма последовательности "Подача заявления"
Рисунок 3.2. Диаграмма последовательности "Прием в секцию"
Рисунок 3.3. Диаграмма последовательности "Оплата занятий"
Рисунок 3.4. Диаграмма последовательности "Выдача заработной платы"
Рисунок 3.5. Диаграмма последовательности "Прием/увольнение руководителей"
Рисунок 3.6. Диаграмма последовательности "Учет посещаемости"
Далее приведены диаграммы кооперации для данной системы (рис. 4.1 - 4.6).
Рисунок 4.1. Диаграмма кооперации "Подача заявления"
Рисунок 4.2. Диаграмма кооперации "Прием в секцию"
Рисунок 4.3. Диаграмма кооперации "Оплата занятий"
Рисунок 4.4. Диаграмма кооперации "Выдача заработной платы"
Рисунок 4.5. Диаграмма кооперации "Прием/увольнение руководителей"
Рисунок 4.6. Диаграмма кооперации "Учет посещаемости"
Ниже приведены диаграммы состояния системы (рис. 5.1 - 5.6).
Рисунок 5.1. Диаграмма состояний "Подача заявления"
Рисунок 5.2. Диаграмма состояний "Прием в секцию"
Рисунок 5.3. Диаграмма состояний "Оплата занятий"
Рисунок 5.4. Диаграмма состояний "Выдача заработной платы"
Рисунок 5.5. Диаграмма состояний "Прием/увольнение руководителей"
Рисунок 5.6. Диаграмма состояний "Учет посещаемости"
Далее была разработана диаграмма компонентов данной системы (рисунок 6).
Рисунок 6. Диаграмма компонентов системы "Детский клуб"
Далее приведен примерный интерфейс будущей системы:
Рисунок 7. Окно для регистрации в секцию.
Рисунок 8. Окно для приема оплаты за занятия