Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:
1) первичная регистрация;
2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
3) регистрация в качестве безработных;
4) перерегистрация.
Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.
Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.
Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.
В целях установления гарантий реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в транспортно удаленные места'; в организации, не подтвердившие наличие должностных вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением наличия реальных предложений подходящей работы.
Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.
Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы. Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных документов.
Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.
Законодательство устанавливает основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.
Анализируя проблемы занятости, О. В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства. Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста, в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает 15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не получают пособия по безработице.[6,170]
Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.
Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение.
Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключаются в том, что безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Основной вид социальной поддержки безработных — выплата пособий по безработице. Кроме этого социальной поддержкой является выплата стипендии в период профессиональной подготовки; участие в оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные.
Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
В первые три месяца безработицы размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца — 60%, в последующем — 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Для отдельных категорий безработных граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие).
Пособие начинает начисляться со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов — в течение 18 месяцев. А при непредоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право и по истечении 18 месяцев на повторное получение пособия в размере минимальной оплаты труда.
1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.
К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:
- молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;
- одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- инвалиды труда и войны;
- женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
- лица предпенсионного возраста;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы;
- беженцы;
- вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.[1,32]
Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы - ранее ВТЭК';
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты[7,59] для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;
3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.[7,59]
Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно.
Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6