Основные требования к организации рабочих мест:
1. требования к рабочему пространству – объем помещения на одного работающего должен быть не менее 15 куб. метров, а площадь не менее 4,5 кв.м.
2. требования к условиям труда - санитарно-гигиенические показатели – освещенность, температура, влажность, давление, напряженность магнитного и электрического поля, запыленность, шум, вибрация, токсичность, радиация. Выбор цветового решения отделки помещения, освещенность рабочего места в поле наибольшей активности должна быть в пределах 300-500 лк.
3. требования к предметно-пространственной структуре рабочего места служащего – биомеханические, антропометрические показатели. Необходимо учитывать размеры и формы тела работника и соответственно подбирать мебель. Высота стола – в пределах 78-84 см.
Кроме санитарно-гигиенических и психофизиологических требований, рабочее помещение должно быть спроектировано с учетом социально-психологических, коммуникативных особенностей деятельности его хозяина и соответствовать его целевому имиджу.
Кабинет – это помещение, где проходит достаточно большая часть рабочего времени и психологический настрой находящихся в нем людей должен быть положительным.
*Вопрос 19. Власть и ответственность в управлении. Лидерство как современная форма управленческой власти.
Важнейшими направления в трактовке власти являются:
- телеологические (с точки зрения цели) – власть как устойчивая способность достигать поставленной цели, получать намеченные результаты;
- конфронтационные – власть как столкновение, конфронтация воль;
- бихеовиристические концепции трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются;
- психологические определения власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения индивидов. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимация подавленного либидо;
- системные трактовки власти основываются на признании ее производности не от индивидуальных отношений, а от социальных;
- структурно – функционалистские рассматривают власть как свойство социальной организации;
- реляционистские дефиниции власти представляют ее как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.
Власть – возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права, насилия. (РАГС)
1. Проводя концептуальную границу между понятиями «власть» и «управление», необходимо отметить следующее. Управление есть функция любой организованной системы. Управление зависит от способности субъекта достигать желаемых результатов. Эта способность субъекта управления зависит в свою очередь от способности заставлять людей действовать в соответствии с его намерениями, т.е. от власти над этими людьми. Таким образом власть является необходимым средством управления, его основой и движущей силой.
2. Понятие «власть» тесно связано с понятием «влияние». Тот, кто реально влияет на положение дел в организации, обладает и властью. Верно и обратное. Вероятно, главное различие в понятиях состоит в том, что понятие власти характеризует в большей мере потенциал этого социального явления, а понятие влияния – в большей мере действие.
3.Необходимо разграничить понятия «власть» и авторитет». В отличии от власти под авторитетом принято понимать влияние без принуждения. Авторитет есть основание власти. Авторитет руководителя складывается из авторитета должности и авторитета личности.
Типология власти.
Большинство современных классификаций управленческой власти имеют в своей основе источники власти. Различают:
- власть принуждения. Объект власти верит, что субъект власти имеет возможность наказывать таким образом, котрый помешает удовлетворению какой либо насущные потребности;
- власть вознаграждение. Объект власти верит, что субъект власти имеет возможность удовлетворять его насущные потребности;
- экспертная власть – объект верит, что субъект обладает специальными знаниями и навыками, которые позволяют удовлетворять потребности объектов власти и организации в целом;
- эталонная власть – характеристики или свойства субъекта власти настолько привлекательны для объекта, что он хочет быть таким же, как субъект;
- законная власть - объект верит, что субъект власти имеет право отдавать приказания и долг объекта – подчиняться им, как того требует закон.
Слово лидер в переводе с английского языка означает руководитель, глава, командир, вождь, ведущий. Можно выделить основные подходы к трактовке лидерства:
- лидерство – это разновидность власти;
- лидерство – это влияние на других людей;
- лидерство – это неформальное влияние;
- лидерство – есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность;
- лидерство – это тип управленческого взаимодействия между лидерами и последователями, основанный на наиболее эффективном в данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общей цели.
Типология лидерства. Наиболее простой и широко распространенной классификацией является выделение типов лидерства в зависимости от ох восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
- «один из нас». Он воспринимается как первый среди равных;
- «лучший из нас». Лидер выделяется из группы по многим параметрам и воспринимается как образец для подражания;
- «хороший человек». Лидер – как воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности придти на помощь;
- «служитель». Выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев.
*Вопрос 20. Стилевая характеристика управленческой деятельности. Необходимость и возможность формирования эффективного стиля управления в органах Г и М управления.
(РАГС) Под стилем руководства понимается регулярно проявляющиеся черты и формы взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий и профессионально-личностных особенностей руководителя.
В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но с другой стороны стиль субъективен, является своеобразной формой проявления индивидуальности руководителя.
Факторы, определяющие стиль руководства:
- цели и задачи;
- общие условия труда;
- актуальная ситуация;
- личность руководителя, личности сотрудников;
- размер группы;
- структура группы;
- место рабочей группы в организации.
Классификация стилей руководства. В 30-е годы XX века Курт Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов.
Руководитель, придерживающийся демократическому стилю, децентрализует власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы.
Попустительский (либеральный) стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Такой руководитель дела обычно пускает на самотек. Консервативен. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного. Склонен воздействовать уговариванием.
К классификациям, расширяющим трехчленную схему К. Левина относится подход Р. Блейка и С. Моутона, предложивших управленческую решетку. Решетка представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных лидерского поведения: на горизонтальной оси – ориентация на задачу, на вертикальной – ориентация на отношения. Шкалирование каждой из осей матриц дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей.
а) Объединенное управление – приложение мин. Усилий в попытке сохранить занимаемую позицию.
б) Власть – подчинение (управление работой) – высокая ориеннтация на задачу. Человеческому фактору минимум внимания.
в) организационное управление – управление посередине, баланс усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе.
г) управление в духе загородного клуба (управление людьми).
д) групповое управление (управление участием) – эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия, отношения строятся на доверии и уважении.
Наиболее эффективным стилем руководства является тот стиль, который в каждый данный момент времени оптимальным образом обращен к существующей реальности. Руководитель должен:
- обладать навыками выделения условий окружения;
- знать и иметь опыт работы с каждым из известных стилей;
- уметь соотносимо с реальными условиями выбрать наиболее оптимальный стиль и успешно его применять.
Вопрос 22. Эволюция управленческой мысли. Направления и тенденции развития современной теории и практики управления.
1. Школа научной организации труда. В начале века получили развитие теоретические основы автократической модели управления, которые впоследствии утвердились в качестве основ общего менеджмента. Первая фаза развития менеджмента связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф.Тейлора. Базовые положения тейлоризма нашли отражение в его работе "Принципы научного менеджмента" (1914). В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. В ряде отраслей система Тейлора позволила повысить эффективность в несколько раз. Генри Форд – последователь Тейлора (человек – конвейер). Гилберт Френк изобрел прибор микрохронометр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26