В процитированных решениях арбитражный суд поставил более общий вопрос: распространяется ли действие Федерального закона № 173-ФЗ и КоАП РФ на территории иностранных государств? Несмотря на то что суд ответил на него утвердительно и предприниматель понес административное наказание, представляется, что такая позиция не находит должного подкрепления нормами действующего законодательства.
Во-первых, суд сам сослался на ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Поскольку вменяемые предпринимателю административные правонарушения (проведение незаконных валютных операций) имели место на территории иностранного государства (Литвы), то ее законность (незаконность) и ответственность за ее совершение должны определяться по законодательству Литвы.
Во-вторых, условие о проведении расчетов является условием внешнеторгового контракта, а потому его законность (незаконность), равно как и все действия по исполнению контракта, должны определяться компетентным правопорядком. Для определения такого правопорядка необходимо обратиться к гл. 68 ГК РФ. Согласно п. 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (в частности, по договору купли-продажи компетентным правом будет право страны-продавца (подп. 1 п. 3 ст. 1211 ГК РФ)' Поскольку продавец находится на территории Литвы, то компетентным правопорядком следует считать литовское законодательство. При этом необходимо отметить, что гражданская правоспособность индивидуального предпринимателя (способность быть стороной внешнеторгового контракта, иметь по нему права и нести обязанности) определяется по праву Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 1202 ГК РФ). Поскольку для индивидуальных предпринимателей нет ограничений по осуществлению внешнеторговой деятельности, каждый из них может выступать стороной внешнеторгового контракта. Перечень его существенных условий, равно как их законность (незаконность), подчиняется правопорядку, выбранному с учетом ст. 1211 ГК РФ.
В-третьих, если мы подтвердим правомерность распространения действия Федерального закона № 173-ФЗ на территории зарубежных стран, то помимо нарушения принципа суверенности иностранного государства и его исключительного права осуществлять нормотворчество на своей территории мы создадим практические проблемы для наших соотечественников, выезжающих за рубеж, при осуществлении расчетов в наличной иностранной валюте (которая является национальной валютой для иностранного государства). При таком варианте решения данного вопроса гражданин РФ, выезжающий по туристической путевке, например в Турцию, не сможет, не нарушая Федеральный закон № 173-ФЗ (ч. 3 ст. 14) и не боясь применения ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, расплачиваться наличными турецкими лирами на территории Турции.
Уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк, установлена ст. 193 УК РФ.
§ 6. Особенности ответственности уполномоченных банков
Особенности привлечения к ответственности уполномоченных банков за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлены Указанием Банка России от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за Правомерностью осуществления их клиентами валютных операций о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»1 с последующими изменениями.
Названным Указанием установлено, что в случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности за проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
Ограничение проведения уполномоченным банком операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах может состоять из ограничений на следующие операции, применяемых как по отдельности, так и вместе:
· ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
· ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
· ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации);
· ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).
Ограничение проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком. Указанное ограничение вводится предписанием Банка России либо его территориального учреждения.
В случае неоднократного применения к уполномоченному банку мер, установленных названным Указанием, Банк России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций. Исчерпывающий перечень оснований к отзыву банковской лицензии содержится в ч. 1 и 2 ст. 20 Закона о банках. Порядок отзыва лицензии установлен Положением Банка России от 2 апреля 1996 г. № 264 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Положение Банка России № 264).
При этом необходимо иметь в виду, что при нарушении уполномоченными банками требований федеральных законов и нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность в сфере валютного регулирования и валютного контроля, территориальные учреждения Банка России вправе направить ходатайство об отзыве у уполномоченного банка лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона о банках, если в течение последних 12 месяцев к уполномоченному банку два и более раз применялись меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России.
В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную Угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России;
осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»1 с последующими изменениями;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Кредитная организация может быть привлечена к ответственности Банком России за совершение нарушения из числа перечисленных, если со дня его совершения не истекло пять лет.
Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных выше.
Необходимо отметить, что названные меры ответственности уполномоченных банков не являются мерами административной ответственности. Банк России в принципе не может своими актами устанавливать административную ответственность. Все перечисленные меры — самостоятельные меры ответственности, введенные Банком России в рамках реализации Закона о Банке России (в частности, ст. 4, 56 и 74).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30