Зная плачевное финансовое состояние муниципальных предприятий ЖКХ жители многих домов на общих собраниях приняли решение о ремонте подъездов за счет квартиросъемщиков. Так были отремонтированы подъезд №3 в доме №4 по улице Перова, подъезд №4 по улице Урицкого, 4, первый и шестой подъезды в доме №11 по улице К. Маркса и многие другие. Кроме того, старшие по домам обращались к свои соседям с просьбой погасить задолженность по оплате за коммунальные услуги.
На территории города Кургана было образовано несколько комитетов ТОС (далее – КТОС). Так, в сентябре 1998 года было образовано ТОС на территории МП «Риск – М». Населением были избраны старшие по домам: В.А. Артемьев, А.И. Рычкова, В.Д. Максимов. Основной проблемой территории, на которой расположился КТОС, в силу удаленности от ТЭЦ, явилась подача воды не верхние этажи домов, ее температура. Для решения этой проблемы были проведены общие собрания с участием руководителей коммунальных служб, председатель департамента ЖКХ администрации города. В результате жителям удалось договориться о снижении платы за воду для тех, кто проживает на верхних этажах домов. С помощью ТОС были организованы праздники, проводилась уборка территории[22].
В соответствии с законом Курганской области «О территориальном общественном самоуправлении» и уставом города Курган органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правом юридического лица с момента регистрации в установленном законом порядке. В настоящее время лишь один комитет обладает правами юридического лица. Это комитет территориального общественного самоуправления шестого микрорайона Заозерного, который возглавляет Олег Георгиевич Габарев[23]. При комитете действуют и работают с населением пять подкомитетов: спортивный, социально-административный, по охране правопорядка, строительству и благоустройству, экологии. При комитете действуют также Совет ветеранов и Совет молодежи, действовала добровольная народная дружина. В ее состав входило 29 человек. С октября по январь 2000 каждый член дружины сделал по 29 выходов. Все члены комитета работают на общественных началах.
Социально-административная комиссия работала с заявлениями граждан, отчасти выполняя работу участковых инспекторов, разбирала и улаживала споры между соседями, помогала малоимущим и пожилым гражданам. Комитет по экологии собрал всех собаководов и они вместе определили места для выгула собак.
Администрация города предоставила комитету в безвозмездное пользование два здания теплопунктов, в одном из которых расположился сам комитет, а во втором – отремонтированных силами КТОС спортивный зал.
КТОС активно способствовал развитию спорта в микрорайоне. С помощью КТОС было построено несколько спортивных площадок. В январе 2000 года был проведен турнир по минифутболу среди домов микрорайона, в котором участвовало 130 человек. С помощью КТОС была организована футбольная команда, которая неоднократно побеждала в турнирах. Так 20 марта 2000 года были подведены итоги турнира по Заозерному микрорайону. Победителем была признана команда 6 мкрн.
Вместе с тем в работе КТОС проявились и негативные моменты. В частности, несмотря на распоряжение мэра, МУП «Жилищник» не оказывает содействие комитету. Существуют проблемы с финансированием. Для решения этой проблемы руководство ТОС предлагало администрации Кургана предоставить им право собирать штрафы за некоторые правонарушения. 50% из них шло бы в пользу КТОС, 50% - городу. Однако администрация не согласилась на это.
Подводя итог рассмотрению вопроса о территориальном общественном самоуправлении в Российской Федерации следует выделить существующие в этой области проблемы:
1. Современное законодательство о территориальном общественном самоуправлении несовершенно. В первую очередь четко не определен статус органа ТОС. Что это? Общественная организация? Некоммерческая организация? На практике в разных городах этот вопрос решается по-разному.
Тесно связан с проблемой статуса органа ТОС вопрос о месте и порядке его регистрации. По моему мнению для предупреждения давления со стороны местной администрации путем отказа от регистрации органа ТОС в качестве юридического лица необходимо внести изменения в федеральный закон от 28.07.95 «Об общих принципах…», предусматривающие регистрацию соответствующих органов в порядке, предусмотренном федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии со ст.2 данного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"[24]. В случае же признания органа ТОС общественным объединением регистрация ТОС будет осуществляться уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации[25].
2. В настоящее время существуют проблемы с финансовой основой ТОС, в особенности в дотационных регионах (например, в Курганской области). Чтобы органы ТОС могли нормально существовать, надо либо отдать им права собирать местные налоги и сборы с рынков, т.е. дать возможность органам ТОС опереться на мелкую и среднюю российскую буржуазию, либо стимулировать влияние зарубежных спонсоров на ТОС, т.е. дать возможность развиваться в нише ТОС зарубежному социально ориентированному капиталу. В реальности источники получения средств по разным субъектам РФ распределены следующим образом (табл. 1[26]).
Т.о. говорить о высокой эффективности в настоящее время территориального общественного самоуправления в решении социальных задач пока рано. Однако уже сейчас видны тенденции, которые в будущем могут превратить ТОС в реальные структуры гражданского общества, действительно защищающие права граждан.
Нормативно-правовые акты:
5. Закон Курганской области «О местном самоуправлении в Курганской области» от 05.02.1996 г №37 (с изм. от 29 апреля, 6 сентября 1996 года, 30 апреля, 7 октября 1997 года, 26 октября 1998 года, 2, 29 марта 1999 года, 6 ноября 2000 года, 22 января, 27 февраля, 6 апреля 2001 года) // Новый мир
6. Закон Курганской области от 29 мая 1998 года N 123 «О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области» (с изм. от 28 декабря 1998 года, 2 июля 2001 года) // «Новый мир» N 106 за 9 июня 1998 года.
7. Закон Курганской области от 6 ноября 1996 года № 106 "О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области" // "Новый мир" N 215 за 20 ноября 1996 года;
Акты органов местного самоуправления.
1. Устав города Кургана. В ред. Решения Курганской городской Думы №6 от 24.01.2001 // «Курган и курганцы», №108, 28.07.1999;
2. Распоряжение мэра города Кургана от 13 августа 1998 года №4207-р «О примерном перечне обязанностей выборных лиц органов территориального общественного самоуправления»
3. Распоряжение мэра города Кургана от 2 июля 1998 года № 3369-р
4. «Об оказании содействия органам и выборным лицам территориального общественного самоуправления в городе»
5. Решение Курганской городской думы от 3 декабря 1997 г. №148 «О положении о собраниях (сходах), конференциях и опросах граждан города Кургана»
6. Решение Курганской городской думы от 12 ноября 1997 года № 187 «О положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Кургане»
Специальная литература:
1. Сборник материалов «Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности» //#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] СЗ РФ, 28.08.1995, N 35, ст. 3506;
[2] "Собрание законодательства РФ", 22.09.1997, N 38, ст. 4339;
[3] «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.07.1991, N 29, ст. 1010.
[4] «Новый мир» N 106 от 9 июня 1998 года
[5] "Новый мир" N 215 от 20 ноября 1996 года;
[6] «Курган и курганцы», №108, 28.07.1999
[7] «Социс», 2002, №2
[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9]Комарова В.В.Формы непосредственной демократии в России. Учебное пособие. – М.:Издательство «Ось -89», 1998. с.7
[10] Там же,с.7
[11] Так, в соответствии со ст. 7 Закона Курганской области « О территориальном общественном самоуправлении» 1998 г. население участвует в территориальном общественном самоуправлении через непосредственное волеизъявление (общие собрания, сходы) и органы ТОС.
[12] В.В. Комарова Формы непосредственной демократии, с.196
[13] Подробно вопросы о полномочиях ТОС, об экономической и финансовой основах ТОС будут рассмотрены в последующих параграфах.
[14] Федеральный закон от 19.09.1997 №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 22.09.1997, N 38, ст. 4339;
[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Решение Курганской городской Думы от 12.11.97 г. №187
[17] Решение Курганской городской Думы от 17.12.97 г. №168
[18] Решение Кураганской городской Думы от 3.12.97 г. N 148
[19] Распоряжение мэра города Кургана от 2 июля 1998 года N 3369-р «Об оказании содействия органам и выборным лицам территориального общественного самоуправления в городе"
[20] Улица – моя, дома – мои // Новый мир, 17.03.1999
[21] Новый мир, 1.04.1999
[22] Воров защищать не собираемся // 19.04.2000
[23] Не жди, не бойся, не проси. // Новый мир, 19.05.2000
[24] В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года №319 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам // Российская газета, №89(2957), 22.05.2002
[25] Абз. 5п.11 федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" // Российская газета, № ,
[26] Социс, 2002, №2,с.37
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7