Рефераты. Правовое регулирование экономической деятельности современной библиотеки

В нем также определены пути реализации прав пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Большие возможности перед библиотеками открывает положение Закона, в котором говорится, что "информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации".

Серьезным источником дополнительного финансирования библиотек может стать информационное обеспечение бизнеса. Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в России" от 12 мая 1995 г. предусматривает внедрение системы информационного обеспечения малого бизнеса в России.

В этой связи библиотекам важно включиться в создаваемый в России рынок бизнес-информации. Для этого должен быть использован информационный потенциал фондов научных и публичных библиотек, их материально-технические и кадровые ресурсы.

Наряду с законами инициативную хозяйственную деятельность библиотечных учреждений регулируют и подзаконные акты, нормативные документы. Одним из таких документов является "Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года. Положением определено, что в качестве основной деятельности организации культуры может быть деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ в различных формах и видах, возможна и другая, предусмотренная уставом деятельность, в том числе и предпринимательская. В то же время любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью используется на развитие и совершенствование организаций культуры.

Положение четко определяет источники финансирования организаций культуры: бюджетные ассигнования и другие поступления от учреждений; доходы от платных форм культурной деятельности;

платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, завещанные средства, кредиты банков и иных кредитных учреждений, другие доходы и поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Среди приоритетных целей бюджетного финансирования предусмотрены: оплата труда штатных и привлекаемых по договорам работников; содержание зданий, оборудования, транспорта или затраты на их аренду; комплектование библиотечных фондов, научно-методическая деятельность, оснащение современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта. В то же время запрещается не целевое использование бюджетных средств, например, приобретение ценных бумаг и так далее.

Доходы организации культуры, поступающие из различных источников, в том числе от предусмотренной уставом деятельности, за исключением средств, полученных от предпринимательства, а также целевых добровольных пожертвований, включаются в общий доход организации и образуют ее единый фонд финансовых средств. Из него осуществляются расчеты по обязательствам, выплачиваются проценты за кредит, другие текущие расходы. Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития. Средства из данного фонда не должны использоваться для оплаты труда и денежных вознаграждений.

Планирование предпринимательской деятельности, учет полученных от нее средств ведутся обособленно. Отсюда видно, что "Положение" способствует установлению в организациях культуры эффективного хозяйственного механизма и в полной мере распространяется на библиотечные учреждения.

Отдельные виды платного обслуживания, осуществляемые библиотеками, требуют лицензирования, т. е. получения официального документа, разрешающего осуществление указанного вида деятельное и определяющего условия его осуществления. К числу таких видов деятельности библиотек можно отнести образовательную деятельность (организация различных курсов: изучение иностранного языка, повышение компьютерной грамотности, показ кино и видеофильмов и т. д.). Порядок лицензирования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" /1994 г./. Библиотеки могут получить лицензию на ту или иную деятельность косвенным путем - за счет привлечения партнера по кооперации, т. е. в рамках договора о совместной деятельности с хозяйствующими субъектами, имеющими данную лицензию.

Список использованной литературы

1.                 Гриханов Ю. А. Законы о библиотечном деле в действии: Проблемы реализации и развития // Библиотека и закон. - Вып. 1. — М.: Либерея, 1996. - С 99-106.

2.                 Дворюша М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность. Лекции. — М.: МГУКИ,2000.-48с.

3.                 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. - СПб., 1994. - 448 с.

4.                 Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческие организации. — М.: Изд-во МГУ, 1995. - 189 с.

5.                 Инициативная деятельность библиотеки: Платные услуги и обслуживание: Науч.-практ. пособие. - М.: РГБ. - 1996. - С. 6-13.

6.                 Иомш В. Я. Экономическая теория: Введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512 с.

7.                 Истошна В. В. Финансовые нормативы для определения расходов учреждений социальной сферы в крупном городе // Финансы. — 1999. — № 2. — С. 13—14.

8.                 История экономических учений/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 784 с.

9.                 Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: Учебник. В 2 ч. — М., 1997.

10.            Клюев В. К. Библиотечная микроэкономика: Методология, менеджмент, маркетинг, дидактика// Библиотековедение. — 2000. — № 1. — С. 28—35.

11.            Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки. — М.: МГУКИ, 1998. -136 с.

12.            Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУКИ. - 1999. - 144 с.

13.            Колегаева С. Д. Экономико-правовые аспекты функционирования библиотек: Научно-практ. пособие / Рос. гос. б-ка. — М., 1994. — 184 с.

14.            Концепция государственной информационной политики. — М., 1999. — 47 с.

15.            Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: Смена парадигмы. — М.: Либерея. — 1999. — 223 с.

16.            Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Под ред. проф. А. В. Сидорович. - М.: МГУ. Изд-во «ДИС», 1997. - 736 с.

17.            Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках, 1994.//Библиотеки за рубежом: Сб. Вып. 2/3. - М.: Рудомино, 1995.

18.            Научная организация труда в библиотеках: Практическое пособие. — М.: Книга 1980.-87 с.

19.            О библиотечном деле: Федеральный закон РФ//Библиотека и закон Вып. 1. - М., 1996. - С. 42-52.

20.            0 некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ // Собрание законов РФ. -1996.-№3.

21.            Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон РФ от 20.02.95. № 24-ФЗ// Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 8.

22.            Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации. Принят Гос. думой 28 авг. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. -1995. - № 35. - Ст. 3506.

23.            Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ//Библиотека и закон. Вып. 1. - М.: Либерея, 1996. - С. 53-63.

24.            Пашин А. И. Управление библиотечным делом Российской Федерации: современная концепция: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1998. - 96 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.