Рефераты. Правоотношения в сфере трудового права

3.3. Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях.

Эти отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми. Их цель – подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве (индивидуального или группового  либо повышения квалификации). Содержание этих отношений – не только труд, а главным образом обучение по определенной специальности или квалификации в процессе труда, а также повышение профессионального мастерства.

Возникают рассматриваемые отношения на основе специального срочного договора, заключаемого либо между еще не работающим гражданином, либо работником, с одной стороны, и работодателем – с другой. Основанием их возникновения могут быть и особые условия, включенные в трудовой договор (контракт) о прохождении учебы и приобретении соответствующей профессии или повышения квалификации на предприятии. Эти условия (или отдельный договор об ученичестве), не могут не отразиться на содержании правоотношения, которое включает в связи с этим дополнительные права и обязанности, как для работника, так и для администрации.

После прохождения обучения ученик сдает квалификационные экзамены и становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же он уже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудового договора, его содержание.

3.4. Отношения по трудоустройству.

Отношения по трудоустройству возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:

а) отношения гражданина и органа по трудоустройству – службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;

б) отношения службы занятости и организации, в которую направляется трудоустраиваемый;

в) отношения между трудоустраиваемым и организацией, которая должна принять его на работу.

Возложение государством на службу занятости юридической обязанности устройства на работу в ярде случаев заменяется функцией выполнения ею посреднических услуг. В ст. 26 Закона о занятости населения сказано, что работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.[6] Возможность непринятия на работу организацией направленного службой занятости превращает отношения между службой занятости и организацией из правовых в такие, где юридическая обязанность принять на работу заменяется возможностью усмотрения администрации, и отношение между службой занятости и организацией трансформируется. Правовая обязанность остается лишь в отношении определенной, прями указанной в законе категории лиц, особенно нуждающихся в социальной защите.

В ст. 13 Закона о занятости они перечислены. Это молодежь, одинокие и многодетные родители и некоторые другие. Места для них квотируются за счет средств местных. Органов власти, специально выделяемых на эти цели. Трудоустройство этих категорий граждан гарантируется обязательным принятием их на работу. В отношении остальных граждан гарантии выражаются в несколько опосредованной форме – в виде выплаты пособия по безработице в случае невозможного трудоустройства. Эти особого рода меры защиты также придают рассматриваемым отношениям правовой характер.

Принятое в развитие Закона о занятости населения постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок регистрации безработных граждан. В нем с учетом складывающейся практики детализированы варианты правоотношений, возникающих между обратившимися в службу занятости и этими органами.[7] В зависимости от намерения гражданина предусмотрено четыре различных вида регистрации:

Первичная регистрация безработных граждан, когда обратившийся рассчитывает только на получение необходимой информации по поводу трудоустройства;

Регистрация безработных в целях поиска работы, когда гражданин намерен получить направление от службы занятости в ту или иную организацию для устройства на подходящую работу;

Регистрация граждан в качестве безработных. Безработными признаются граждане, которые трудоспособные, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях получения подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы;

Перерегистрация безработных граждан.

Порядок регистрации фиксирует и тех, кто не может быть признан безработным. Это, в частности, граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух ее вариантов.

Как видно, каждому виду регистрации соответствует определенная цель гражданина и его субъективное право требовать от службы занятости определенной услуги или гарантии, а служба занятости должна выполнить корреспондирующую этому праву обязанность.

3.5. Отношения ответственности сторон трудового договора.

ПРИ нарушении своих трудовых обязанностей субъекты трудового правоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в зависимости от характера совершенного правонарушения. Административные и уголовно-правовые отношения возникают у них с соответствующими органами государства и являются предметом других отраслей права. Совершение же дисциплинарного проступка работником или имущественного правонарушения каждой из сторон трудового договора влечет за собой применение санкций, содержащихся в трудовом законодательстве. Это может быть причинение как ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровью работника или нарушение иных его имущественных интересов. Выделение этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них базируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Охранительные возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут.

Таким образом,  основанием возникновения всех этих правоотношений является совершение правонарушения одной из сторон трудового договора.

3.6. Отношения по рассмотрению трудовых споров.

Они возникают в связи с разрешением разногласий как между работником и работодателем (индивидуальные трудовые споры), так  и между трудовым коллективом и администрацией как органом предприятия, учреждения, организации (коллективные трудовые споры) по поводу установления условий труда, а также применения норм трудового законодательства. Коллективные трудовые споры могут возникнуть и при заключении соглашений. Тогда спорящими сторонами соответственно становятся те субъекты, между которыми соглашение заключается.

Трудовые споры рассматриваются различными органами: КТС, судами, администрацией и соответствующим органом профсоюза, примирительной комиссией, посредником, выбранным по соглашению спорящих сторон, трудовым арбитражем. Сказанное не означает, что конфликтующие стороны могут выбрать любой из названных выше органов для обращения за разрешением конфликта. Законодатель связывает трудовые споры с определенным порядком (процедурой) их разрешения и соответственно устанавливает подведомственность отдельных споров тому или иному из перечисленных органов.

Также следует иметь ввиду, что нормами трудового права регулируются не все отношения по трудовым спорам. Часть их, касающаяся индивидуальных споров, входит в сферу гражданского процессуального права (между каждой из спорящих сторон и судебными органами). При этом подведомственность и порядок рассмотрения обусловлены именно видом и характером споров.

Поэтому мало сказать, что основанием возникновения соответствующих правоотношений по разрешению трудовых споров является сам трудовой спор, хотя это и правильно по существу. Нужно изучить классификацию Этих споров с учетом особенностей каждого из них, т.к. именно вид спора и его специфика – индивидуальный или коллективный, об установлении условий труда или отказе в приеме на работу – это тот конкретный юридический факт, от которого и зависят подведомственность и порядок разрешения данного спора.

3.7. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в частности права на  здоровье и безопасные условия труда, создана целая система органов, которые осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением корреспондирующих этим правам обязанностей работодателя.

Общий государственный надзор за соблюдением законодательства, и в том числе трудового, осуществляют органы прокуратуры. Кроме того, есть специализированные государственные органы, призванные осуществлять надзор за охраной труда. Это Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор. Между этими органами и работодателями в процессе осуществления надзорных  функций образуются правовые отношения, которые имеют комплексный характер.

Часть их, возникающая в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений, соответственно регулируется нормами этих отраслей права. Отношения по проверке трудового законодательства, даче необходимых предписаний, а также связанные с осуществлением других полномочий, представляющих собой реализацию трудовой правосубъектности этих органов, составляют предмет трудового права.

Основами законодательства РФ об охране труда, принятыми 6 августа 1993 г., предусмотрено создание новой структуры – федерального органа надзора и контроля за охраной труда. Наряду с этим созданы и соответствующие органы в каждом из субъектов Федерации. В России это Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда и государственные инспекторы (правовые и по охране труда)[8].

Как и с другими органами, осуществляющими государственный надзор, у инспекций труда с организациями также складываются правоотношения комплексного характера. Специфика этих правоотношений в том, что они возникают на основе односторонних юридических актов, как правило, административного характера.

Закреплен в Основах законодательства РФ об охране труда и общественный контроль за охраной труда (ст. 25), который будет осуществляться как профессиональными союзами в лице их соответствующих органов, так и иными уполномоченными работниками представительных органов, которые могут создавать в этих целях соответственные инспекции.

Однако, хотя ст. 25 Основ названа «Общественный контроль за охраной труда», а ст. 19 Закона о профессиональных союзах  - «Профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде», функции, которые возложены на названные  выше органы, имеют в известной мере и юридический  характер, например, право проведения независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия, право расследования несчастных случаев и при остановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и т.д. Этим правомочиям корреспондируют соответствующие юридические обязанности предприятий, невыполнение которых влечет применение правовых санкций. Таким образом, в действительности здесь речь идет не только об общественном контроле, но и правовом порождающем правовые отношения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, правоотношения в сфере трудового права – это регулируемые трудовым правом трудовые и производные от них общественные отношения.

Трудовое правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права, складывающееся между работником и работодателем (предприятием, учреждением, организацией, а также физическим лицом), в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

 Таким образом, правоотношения в сфере трудового права бывают: организационно-управленческие, социально-экономические,  отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях, отношения по трудоустройству,  отношения ответственности сторон трудового договора, отношения по рассмотрению трудовых споров, отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



1.      Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. – М., 1994.

2.      Кодекс законов о труде РФ с постатейными материалами и судебной практикой. По состоянию на 1 марта 1997 г. – М., 1997.

3.      Сыроватская Л.А. Трудовое право. – М., 2001.

4.      Трудовое право. Учебник /Под ред. О.В. Смирнова. – М., 1996.

5.      Трудовое право России. Учебное пособие. /Под ред. В.Н. Толкуновой, - М., 1996.

6.      Сборник законодательств РФ за 1994-1997 гг.




[1] Бюллетень Министерства труда РФ, 1995. № 3. С. 11.

[2] Федеральный закон «Об акционерных обществах» ст. 67.

[3] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» п. 2, ст. 67.//СЗ РФ, 1996. № 35. Ст. 4135.

[4] Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» ст. 17.//СЗ РФ. 1996. №18. Ст. 2115.


[5] Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изм. И доп. От 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.

[6] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

[7]  Российская газета. 1997. 15 мая.

[8] Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция), утвержденное Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. //Российская газета. 1994. 23 июля.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.