Введение.
Север – это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения.
Российский Север занимает около 64 процентов территории нашей страны. Здесь сосредоточены неисчерпаемые богатства: лес, газ, нефть, алмазы, золото и многое другое, то есть все то, от чего зависят темпы социально-экономического развития нашей страны.
В то же время экстремальные природно-климатические условия, огромные расстояния, труднодоступность многих мест выдвигают на первый план вопросы социальной защищенности людей, проживающих и работающих на Крайнем Севере.
Живя и работая в экстремальных природно-климатических условиях Севера, люди производят дополнительные материальные и физиологические затраты. Поэтому государство устанавливает специальные льготы и компенсации для данной категории граждан с целью наиболее приблизить качество их жизни к общему нормальному уровню.
Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.
Система государственной поддержки "северян" сформировалась более 20 лет назад. Законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в северных районах, совершенствовалось в основном в советский период развития нашей страны.
Но большинство предприятий, находящихся на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как и в целом в России, за это время сменили форму собственности. Таким образом, государство давно перестало быть единственным работодателем, обеспечивающим социальные гарантии и компенсации жителям северных регионов.
Состояние дел в северных регионах по сравнению с советским периодом успело существенно измениться.
Между тем проблем здесь, как известно, и раньше было немало, а со временем они только обострились, и к тому же добавилась масса новых, связанных со спадом производства и другими переменами. Отношение граждан, и власти к вопросам Севера тоже претерпело значительные изменения.
Все вышеизложенное очень явно говорит о наличии острых проблем севера.
Актуальность данной темы выражена тем, что наблюдается тенденция явного сокращения государственной поддержки северян, так как законодательство о Севере в последнее время претерпело существенные изменения, совершенно устарела нормативная база, регулирующая трудовые отношения в районах Севера и вопросы районирования Севера, а также отсутствием продуманной государственной политики в области жилищных вопросов, в том числе при переселении из северных районов и не вызывает никаких сомнений, поскольку проблема применения законодательства о государственных гарантиях и компенсациях северянам, а также предоставление и сохранение данных государственных гарантий и компенсаций в меняющейся среде рыночных отношений остается весьма острой.
Сравнительный анализ методологических подходов к выделению северных регионов, а также особенностей предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах и механизмов их регулирования позволит выявить проблемы севера и попытаться найти пути их разрешения.
С учетом этого, объектом исследования при написании данной работы являются трудовые отношения граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особенности предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах за работу в экстремальных природно-климатических условиях и методы правового регулирования социально-трудовых отношений в северных регионах.
Предметом же исследования выступают нормы федерального законодательства, законодательства субъектов федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения в северных районах и предоставляемые в связи с данными трудовыми отношениями гарантии и компенсации.
Теоретические аспекты проблем севера, естественно, имеют весьма важное значение, поэтому такой анализ должен быть поведен и на основе правоприменительной практики. С учетом этого положения, предметом исследования также становится и практика судов, основанная на рассмотрении споров, связанных с предоставлением северных гарантий, льгот и компенсаций.
Какие государственные гарантии предусмотрены для смягчения влияния суровых климатических условий Севера на здоровье и работоспособность людей? Каков уровень "северной" социальной политики государства? Имеются ли социальные проблемы у работающих в северных регионах? Чего следует ожидать северянам в дальнейшем? Отвечает ли "северная политика" государства интересам северян?
Найти ответы на эти вопросы – это одна из задач, поставленных при выполнении данной работы.
Анализ трудового законодательства, законодательства о предоставлении гарантий и компенсаций за работу в суровых природно-климатических условиях позволит выявить общую специфику условий трудового договора, заключаемого с работниками, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При написании данной работы были поставлены также следующие задачи:
1. Раскрыть понятия трудового договора, гарантий и компенсаций в целом, а также их соотношение.
2. Изучить историю развития законодательства об особенностях работы на Севере.
3. Дать характеристику гарантиям и компенсациям, предоставляемых за работу в тяжелых природно-климатических условиях.
4. Провести анализ трудового законодательства и законодательства, регулирующего предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера.
5. Изучение и анализ судебной практики по вопросам предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой в северных регионах.
5. Выявить проблемы, связанные с практическим применением законодательства о Севере.
При написании данной работы мной исследовались нормативно-правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления "северных" гарантий, льгот и компенсаций, проводился анализ развития законодательства о данных гарантиях, льготах, призванных компенсировать работу в тяжелых климатических условиях, разъяснения компетентных органов Российской Федерации (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, решений и определений Конституционного Суда Российской Федерации и др.), изучалась судебная практика.
В первой главе моей работы раскрывается понятие трудового договора – как важнейшего из оснований для возникновения трудовых отношений между работником и работодателем.
Во второй главе рассматриваются основные гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к ним; дается определение гарантий и компенсаций, анализируется развитие законодательства, регулирующего условия и порядок предоставления данных гарантий, раскрывается понятие Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
Третья глава посвящена анализу правоприменительной практики и основана на обобщении судебных решений, писем и разъяснений государственных органов.
При теоретическом изучении проблем Севера были использованы различные законодательные акты, статьи периодических изданий, авторские работы, а также личный опыт при прохождении преддипломной практики на предприятии, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Глава 1. Трудовой договор - как важнейший институт трудового
права
Федеральный закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" является новой вехой в развитии трудового законодательства.[1]
Его реализация имеет большое значение в правотворческой и правоприменительной практике. Нормы права, регулирующие значение и прекращение трудового договора, стали более кодифицированными и направленными на повышение гарантий работников. Но процесс не завершен, нормы трудового права требуют дальнейшего обновления с учетом экономических и социальных условий развития современной России.
В настоящее время происходит переосмысление общей концепции трудового права и ее уточнение. Становится очевидным, что устоявшиеся подходы не в состоянии адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию и общественные отношения в сфере труда. Изменяется технология регулирования социально-трудовых отношений, совершенствуются методы этого регулирования, а вслед за этим изменяются роль и значение различных средств правового регулирования, используемых субъектами правотворчества и правоприменения.
В этих условиях исследование трудового договора – важнейшего института трудового права – приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой – расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав и свобод, обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11