Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля – парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган - Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются на уровне регионов РФ.[7]
В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от 11.01.95. № 4-ФЗ[8] задачами Счетной палаты являются:
. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
. определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в
Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В рамках своей деятельности Счетная палата провидит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.
В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по: o проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета; o проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации; o проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение
Государственной Думы; o проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; o проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ
КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.[9]
В соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.98. №273 “Об утверждении положения о Министерстве Финансов РФ”[10] основными задачами Минфина РФ являются: o совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; o разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; o концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; o разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; o разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; o разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; o разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.
Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276[11] разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:
* проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;
* проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;
* требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;
* получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки;
* проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;
* поводить встречные проверки документов в других организациях, связанных с деятельностью проверяемого учреждения;
* запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и операциями ревизуемой или проверяемой организации;
* изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.
* проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;
* приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;
* ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;
* вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;
* проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;
* разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;
Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным положением в корыстных целях, и т. д.
Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы на местах.
В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. №864 (с последующими изменениями),[12] основная задача казначейства - организация, осуществление и контроль за исполнением федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные ораны государственной власти и управления о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по учету государственной казны.
Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой дисциплины казначейству даны следующие права:
> производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета
Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
> получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;
> приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные
(федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
> налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные
(федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей.
> взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями в случаях использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
> требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета РФ и контролировать их устранение;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить эффективность этой деятельности.[13]
Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорил, несоизмеримо маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции в области бюджетного контроля, вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановился на основных, на мой взгляд, самых важных вопросах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного
Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с.
2. М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. – 615 с.
3. Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юнита-Дана,
2000. – 550 с.
4. А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
1. Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской
Федерации” от 17.12.97. № 2 – ФКЗ (СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998.
№1. Ст. 1).
2. Федеральный Закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.95.
№ 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167).
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.98. № 273 “Об утверждении положения о Министерстве Финансов Российской Федерации” (СЗ РФ. 1998.
№11. Ст. 1288).
4. Постановление Правительства РФ “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов Российской Федерации” от
06.03.98. № 276 (СЗ РФ. №11. Ст. 1293).
5. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ”
(источник: http://law.optima.ru/ - нормативная база законодательства
Российской Федерации (Internet)).
6. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. № 864 (САПП РФ.
1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997. №6. Ст.
696).
7. Указ Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации” (СЗ РФ. 1996. №12. Ст.
1066).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ:
1. Http://www.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства Финансов
Российской Федерации.
2. Http://law.optima.ru/ - нормативные акты Российской Федерации
(законодательная база)
----------------------- [1] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.3. [2] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 576. [3] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 583. [4] Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.:Юнита-Дана. С. 475. [5] СЗ РФ. 1996. №12. Ст. 1066. [6] СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1. [7] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 595. [8] СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167. [9] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 598. [10] СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288. [11] СЗ РФ. №11. Ст. 1293. [12] САПП РФ. 1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 696. [13] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.206.
Страницы: 1, 2, 3, 4